Самовоспитание личности как педагогический феномен

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Самовоспитание личности как педагогический феномен

Страница 4

Обратимся теперь к структуре самовоспитания, она включает:

культуру выбора и постановки целей самовоспитания;

культуру самопознания;

культуру способов и средств самовоспитания;

культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание.

Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию (особенностям развития личности) цели самовоспитания, обусловленные этапом развития, на котором находится человек, — это цели либо позитивного самоутверждения, либо позитивного самосовершенствования и самоактуализации. Постановка целей должна отвечать сформировавшейся мотивации с учетом общечеловеческих ценностей, а также приемлемости мотивации и целей конкретным ситуациям и требованиям окружения, если эти требования не носят антисоциального характера и не противоречат в корне установкам и убеждениям индивида. Культура самопознания органически включается в процесс самовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. Она заключается в использовании социально приемлемых путей и способов самопознания; в систематичности и последовательности, когда личность обладает необходимыми средствами познания себя; в способности самостоятельно или с небольшой помощью других выстроить собственную адекватную концепцию; в максимальном использовании своих сильных сторон в деятельности, сводя к минимуму воздействие отрицательных или слабых сторон; в идентифицировании с собой, принятии себя; в достижении необходимого уровня самоуважения; в приобретении личностной компетентности в вопросах самопознания.

Выводы: на сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

В следующем параграфе мы будем рассматривать особенности подросткового возраста так или иначе влияющие на способность школьников заниматься самовоспитанием.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также:

Виды дифференциации
Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии. Выделяются два типа дифференциации обучения : дифференциация внешняя и внутренняя (внутри классная). Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические осо ...

Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адек ...

Методическое сопровождение дистанционного урока
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученикам задавать вопросы. Учебные средства дистанционного у ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru