Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик. Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Основной чертой современного состояния высшего образования в России является предстоящее резкое обострение конкурентной борьбы в этой сфере. Эта борьба нарастала на протяжении ряда лет после введения платного высшего образования, когда ВУЗы в поисках источников доходов стали открывать многочисленные филиалы и представительства. Так летом 2005 года свои услуги по получению высшего образования в области экономики и управления в Ульяновске предлагали полтора десятка ВУЗов. При этом в ближайшее время начнет действовать ряд новых факторов. Во-первых, предстоит вступление России в ВТО, что приведет к началу действия в стране зарубежных ВУЗов с их большими финансовыми ресурсами, современным менеджментом и новейшими образовательными технологиями. Во-вторых, наш регион, как и вся страна в целом, попал в «демографическую яму». За ближайшие пятнадцать лет выпуски школ сократятся в 2,5 раза. В-третьих, государством взят курс на разгосударствление ВУЗов, в результате чего само их существование будет зависеть от успешного проведения набора студентов.
Совокупность перечисленных факторов приведет к острейшей конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. В этих рыночных условиях определяющим для получения конкурентного преимущества становится соотношение «цена-качество», в связи с чем качество образования становится важнейшим показателем, характеризующим деятельность ВУЗа.
Что же представляет собой качество образования? В литературе существует множество подходов к этому понятию. Например, в [1] приведена следующая таблица:
|
№ п/п |
Подходы |
Основание |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Интуитивно-эмпирический |
Опыт и интуиция человека |
|
2 |
Формально-отчетный |
Уровень успеваемости |
|
3 |
Психологический |
Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности |
|
4 |
Педагогический |
Уровень воспитанности и обученности |
|
5 |
Процессуальный |
Оценка состояния образовательного процесса |
|
6 |
Результирующий |
Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения |
|
7 |
Комплексный |
Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т.д.) |
|
8 |
Многопараметрический |
Оценка деятельности образовательного учреждения на основе внутрисистемных параметров |
|
9 |
Методологический |
Соотношение результата с операционально-заданными целями |
|
10 |
Интегрирующий |
Введение категорий, носящих интегральный характер (компетентность, грамотность, образованность) |
|
11 |
Лично-ориентированный |
Личностное развитие обучаемого |
|
12 |
Социальный |
Степень удовлетворения индивидуального и общественного потребителя |
|
13 |
Квалиметрический |
Измерение показателей по параметрам |
Организация специальной педагогической помощи детям дошкольного возраста с
задержкой психического развития с нарушениями речи
Помощь детям дошкольного возраста с нарушениями развития оказывается в учреждениях, относящихся к системе здравоохранения, образования (просвещения) и социальной защиты. В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое государс ...
Фразеология как наука
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...
Типы курсов профильного обучения
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.