Понятие качества образования

Страница 1

Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик. Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Основной чертой современного состояния высшего образования в России является предстоящее резкое обострение конкурентной борьбы в этой сфере. Эта борьба нарастала на протяжении ряда лет после введения платного высшего образования, когда ВУЗы в поисках источников доходов стали открывать многочисленные филиалы и представительства. Так летом 2005 года свои услуги по получению высшего образования в области экономики и управления в Ульяновске предлагали полтора десятка ВУЗов. При этом в ближайшее время начнет действовать ряд новых факторов. Во-первых, предстоит вступление России в ВТО, что приведет к началу действия в стране зарубежных ВУЗов с их большими финансовыми ресурсами, современным менеджментом и новейшими образовательными технологиями. Во-вторых, наш регион, как и вся страна в целом, попал в «демографическую яму». За ближайшие пятнадцать лет выпуски школ сократятся в 2,5 раза. В-третьих, государством взят курс на разгосударствление ВУЗов, в результате чего само их существование будет зависеть от успешного проведения набора студентов.

Совокупность перечисленных факторов приведет к острейшей конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. В этих рыночных условиях определяющим для получения конкурентного преимущества становится соотношение «цена-качество», в связи с чем качество образования становится важнейшим показателем, характеризующим деятельность ВУЗа.

Что же представляет собой качество образования? В литературе существует множество подходов к этому понятию. Например, в [1] приведена следующая таблица:

№ п/п

Подходы

Основание

1

2

3

1

Интуитивно-эмпирический

Опыт и интуиция человека

2

Формально-отчетный

Уровень успеваемости

3

Психологический

Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности

4

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности

5

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса

6

Результирующий

Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения

7

Комплексный

Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т.д.)

8

Многопараметрический

Оценка деятельности образовательного учреждения на основе внутрисистемных параметров

9

Методологический

Соотношение результата с операционально-заданными целями

10

Интегрирующий

Введение категорий, носящих интегральный характер (компетентность, грамотность, образованность)

11

Лично-ориентированный

Личностное развитие обучаемого

12

Социальный

Степень удовлетворения индивидуального и общественного потребителя

13

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Взаимодействие семьи и школы
Законодательство Российской Федерации (Закон "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбора места и формы дошкольного, школьного и дополнительного образования. ...

Анализ и оценка результатов опытно-практического исследования на базе детского дома «Аистенок»
Для определения эффективности опытно-практической работы по окончании формирующего этапа, была проведена контрольная диагностика. Цель контрольного этапа: анализ результативности опытно – практической работы по преодолению деструктивных факторов, восстановлению полноценной духовной жизни детей, пов ...

Выявления уровня сформированности речевых умений на констатирующем этапе эксперимента
Основными задачами констатирующего этапа эксперимента является выявление сформированности устной и письменной речи учащихся по следующим показателям: 1) полнота ответа. 2) умение оперировать понятиями. 3) умение обосновать свою точку зрения. Для этого детям предложили письменно задания на карточках ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru