Разумеется, часть из предложенных подходов перекликаются друг с другом, но тем не менее налицо многообразие подходов к понятию качество образования.
С точки зрения высшего образования, как социального института, наиболее подходящим представляется социально-интегрирующий подход. После предстоящего, по-видимому, перевода государственных ВУЗов из категории государственных образовательных учреждений в категорию государственных автономных некоммерческих организаций, ВУЗы должны будут бороться за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей-личности и общества.
Удовлетворение потребностей общества необходимо для получения госзаказа с бюджетным финансированием. При этом общество в лице государства устанавливает критерии качества – ГОСы, типовые учебные планы, типовые программы курсов и т.д. и путем проведения процедуры аккредитации контролирует выполнение установленных критериев.
Иные требования к качеству образования у частных потребителей образовательных услуг. Получение высшего образования в этом случае рассматривается как первая ступень к получению престижной высокооплачиваемой работы. Тем самым с этой точки зрения дать качественное образование – значит, выпустить на рынок труда востребованного высококвалифицированного специалиста. Следовательно, качество образования начинается с предложения абитуриенту набора специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к моменту окончания его образования. Очевидно, что решение этой задачи упрощается при сокращении сроков образования и система бакалавр – магистр является в этом случае более гибкой и рыночно ориентированной, чем подготовка специалистов.
Второй аспект – высококвалифицированность – понятие заменившее требование высокообразованности, что нашло свое отражение в компетентном подходе, зафиксированном в документах по Болонскому процессу. Это связано с тем, что успешность выпускника определяется наличием у него целого ряда компетенций – научной, социально-личностной, коммуникативной и т.д. То есть помимо солидного багажа знаний, наличие которых можно проверить отчасти и тестированием остаточных знаний, выпускник должен обладать и целым рядом личностных характеристик – настойчивостью, активностью, целеустремленностью, коммуникабельностью, творческим подходом, умением работать в группе и иметь задатки лидерства и т.д. Развитие всех этих качеств не может быть обеспечено только наличием хорошо налаженного учебного процесса. Здесь необходима и развитая внеучебная компонента образовательного процесса, в том числе научно-исследовательская работа, самоуправление студентов и т.п. Ясно, что проверить наличие такого рода квалификаций у выпускников ВУЗа задача неизмеримо более сложная, чем проведение тестирования остаточных знаний. Но здесь нам на помощь может прийти хорошо известное выражение: практика – критерии истины. Именно успешность выпускников ВУЗа должна стать основным критерием качества образования. И хотя ее, естественно, трудно измерить в баллах и процентах, но необходимо разрабатывать механизмы и подходы к получению такой оценки. Необходимо также разработать механизм обеспечения качества образования, например, на основе создания всеобщей системы управления качеством.
Итак, обеспечение надлежащим образом понимаемого качества образования – важнейший аспект деятельности ВУЗа.
Опытно – экспериментальная работа по формированию навыков волевой регуляции
у воспитанников тотемского детского дома подросткового возраста, склонных к
делинквентному поведению
Цель: изучение социально-педагогической деятельности по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению, осуществляемую в МОУ «Тотемский детский дом» Задачи: 1) Выявить контингент детей из воспитанников детского дома, ...
Воспитательная работа
Воспитательной и внеклассной работе в учебных заведениях посвещенно много научных исследований и методических разработок. Эта сторона педагогической деятельности очень важна, характеризуется разнообразием форм. Направления внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными: изучение истории, ...
Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагае ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.