Разумеется, часть из предложенных подходов перекликаются друг с другом, но тем не менее налицо многообразие подходов к понятию качество образования.
С точки зрения высшего образования, как социального института, наиболее подходящим представляется социально-интегрирующий подход. После предстоящего, по-видимому, перевода государственных ВУЗов из категории государственных образовательных учреждений в категорию государственных автономных некоммерческих организаций, ВУЗы должны будут бороться за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей-личности и общества.
Удовлетворение потребностей общества необходимо для получения госзаказа с бюджетным финансированием. При этом общество в лице государства устанавливает критерии качества – ГОСы, типовые учебные планы, типовые программы курсов и т.д. и путем проведения процедуры аккредитации контролирует выполнение установленных критериев.
Иные требования к качеству образования у частных потребителей образовательных услуг. Получение высшего образования в этом случае рассматривается как первая ступень к получению престижной высокооплачиваемой работы. Тем самым с этой точки зрения дать качественное образование – значит, выпустить на рынок труда востребованного высококвалифицированного специалиста. Следовательно, качество образования начинается с предложения абитуриенту набора специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к моменту окончания его образования. Очевидно, что решение этой задачи упрощается при сокращении сроков образования и система бакалавр – магистр является в этом случае более гибкой и рыночно ориентированной, чем подготовка специалистов.
Второй аспект – высококвалифицированность – понятие заменившее требование высокообразованности, что нашло свое отражение в компетентном подходе, зафиксированном в документах по Болонскому процессу. Это связано с тем, что успешность выпускника определяется наличием у него целого ряда компетенций – научной, социально-личностной, коммуникативной и т.д. То есть помимо солидного багажа знаний, наличие которых можно проверить отчасти и тестированием остаточных знаний, выпускник должен обладать и целым рядом личностных характеристик – настойчивостью, активностью, целеустремленностью, коммуникабельностью, творческим подходом, умением работать в группе и иметь задатки лидерства и т.д. Развитие всех этих качеств не может быть обеспечено только наличием хорошо налаженного учебного процесса. Здесь необходима и развитая внеучебная компонента образовательного процесса, в том числе научно-исследовательская работа, самоуправление студентов и т.п. Ясно, что проверить наличие такого рода квалификаций у выпускников ВУЗа задача неизмеримо более сложная, чем проведение тестирования остаточных знаний. Но здесь нам на помощь может прийти хорошо известное выражение: практика – критерии истины. Именно успешность выпускников ВУЗа должна стать основным критерием качества образования. И хотя ее, естественно, трудно измерить в баллах и процентах, но необходимо разрабатывать механизмы и подходы к получению такой оценки. Необходимо также разработать механизм обеспечения качества образования, например, на основе создания всеобщей системы управления качеством.
Итак, обеспечение надлежащим образом понимаемого качества образования – важнейший аспект деятельности ВУЗа.
Диагностика
развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста
Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д. - испытуемый выполняет движения рукой, которые оценивает э ...
Воспитательный потенциал семьи
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при вз ...
Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в
Место университетского вопроса в общей политике самодержавия определялось значением, какое приобрело вообще высшее образование в 70-х гг. XIX в. Подготовка интеллигенции диктовалась общественным развитием, темпы которого усилились после падения крепостного права. Функционирование государственной си ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.