Самовоспитание личности как педагогический феномен

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Самовоспитание личности как педагогический феномен

Страница 2

Среди значительных работ по самовоспитанию укажем труды по психологии самовоспитания Рувинского Л. И., Орлова Ю. М. об особенностях системы знаний о процессе самосовершенствования, его средствах и приемах, об организации и руководстве самовоспитанием школьников.

Доктор педагогических наук А. И. Кочетов считает, что самовоспитание выступает как продолжение, углубление, субъективное преломление, завершение воспитания.

Самовоспитание, являясь отражением, проекцией внешнего процесса воспитания, может быть классифицировано по направленности на сферы индивида (физическое, психическое, нравственное и т.д.), качества личности (воспитание у себя воли, характера и др.), по акценту на область саморазвития (воспитание у себя способностей, самоутверждение, самообразование, самоопределение), по основным компетентностям и т.д.

Можно выделить также разновидности процессов самовоспитания по психологическим механизмам, лежащим в их основе: самовоспитание как приспособление, как подражание, как аутосуггестия, самовоспитание как формирование рефлекторных механизмов (упражнения, тренировки), как использование рефлексивных механизмов (тренинги) и др.

Концептуальные позиции, в основном используемые при теоретическом рассмотрении и обосновании «понятия» самовоспитания

Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответствии с присущей ей потребностью духовного саморазвития. Личность есть объект и субъект воспитания.

Способность к самоизменению заложена в ребёнке как взаимосвязь социального и биологического, физиологического и психического, сознательного и бессознательного, детского и взрослого.

Воспитанием можно или ускорить, или замедлить работу ребёнка над собой, направить её, усилить или ослабить.

Главное в самовоспитании — его направленность. Отношение личности к себе определяется отношением к миру. Идеал — мощный фактор самовоспитания.

Единство процессов воспитания и самовоспитания. Воспитание должно стимулировать самовоспитание.

Общечеловеческий характер нравственных ценностей, их приоритет над классовыми и национальными.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание уважения к ребёнку с требовательностью.

Основным показателем сформированное самосознания, который непосредственно, влияет на самовоспитание, является объективная самооценка.

Системность и последовательность в организации самовоспитания.

Концептуальные позиции по А.И. Кочетову:

«Я» человека по праву стоит на первом месте среди других ценностей. Это не эгоцентризм, а «Я-концепция» гуманистического мировоззрения Нового мира. Мир входит во внутрь духовности человека через его эго.

Любовь — высшая ценность духовности.

Творчество — основная форма самопознания и самореализации «Я», своего природного предназначения, сфера духовного вдохновения, условие самораскрытия, саморегулирования и самоутверждения.

Интеллект необходим для развития мира чувств и даже для создания самого сложного из них — мира любви.

Конечный результат полезной деятельности любого вида: доставить удовольствие другим своим умом, продуктами труда, своим отношением к людям и делу. Любить себя – любить жизнь во всём её разнообразии.

Любая деятельность сегодня есть борьба за выживание, идёт ли речь о бизнесе или безработице, качестве продукции или её реализации, увольнении или карьере.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
После реализации программы в марте 2010 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Та ...

Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают назван ...

Методики диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста
Очень популярными являются диагностики детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих диагностик требует специального опыта и должно выполняться специалистами-пс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru