Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем:
* без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;
* педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);
* интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;
* интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;
* интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;
* интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;
* интуиция – необходимое условие педагогического творчества.
Важно знать и об условиях проявления эффективности интуиции в педагогической деятельности. Среди них можно выделить:
1. Желание и умение педагогов овладеть приёмами и методами профессиональной педагогики.
2. Равное умение прислушаться как к своему «внутреннему голосу», так и к разуму. Опора на занятия, совершенную педагогическую технику обостряет и утончает интуицию, делает её устойчивой.
Поэтому педагогов условно можно разделить на «рационалистов» – педагоги, владеющие на высоком уровне педагогической техникой, и «интуитивистов» – педагоги, обращающиеся к чувствам воспитанников, стремящиеся к душевному контакту с ними, педагоги, работающие творчески.
Чаще всего проявляется интуиция в педагогической деятельности как «…способность педагога в совершенстве владеть всеми методами педагогического воздействия на «свою аудиторию», способности работать с высоким эмоциональным накалом, неистощимым вдохновением, артистизм, основанный на проявлении подлинных, искренних чувств, исключающих какое бы то ни было лицедейство…».
Понятие дистанционного обучения
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Нек ...
Семья как субъект социализации
Социализация - это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенапра ...
Цели, задачи и функции элективных курсов
Цель изучения элективных курсов как составляющей предпрофильной подготовки заключается: в оказании учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства; в создании условий для подготовки подростков к социальному, про ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.