Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей » Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Страница 1

В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.

На фоне происходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с их внутренним состоянием, морально-нравственными позициями зачастую лишены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возникающие конфликтные ситуации и не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Нередки случаи таких примеров, когда у мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помогают им, не считая это нужным и возможным для себя, a, зачастую и думая, что это проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна нежность и аккуратность.

Стало привычным видеть курящую женщину, женщину за рулем автомобиля; современные женщины давно освоили и другие "неженские" профессии, тогда как мужчины не слишком торопятся взвалить на себя часть женских забот и хлопот.

Сложившаяся ситуация в корне отличается от той, что складывалась не то, что годами, веками: уважение к старшим, проявление заботы по отношению к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её роль в воспитательном воздействии признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей. С этим трудно не согласиться и в настоящее время. Именно от матери ребенок получает основы нравственного воспитания, первые азы морали впитываются с материнским молоком.

Термин "гендер" был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender - "род").

Понятие "гендер" отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.

Обобщая понятия, предлагаемые различными авторами, можно обозначить гендер как социальный пол, полоролевые отношения как продукт культуры; социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

По мнению Л.В. Градусовой, у детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Как показывает опыт, педагогика, не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Время неумолимо и требования к женщине в современном обществе тоже изменились. Изначально уже даже девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. A для мальчиков также сильно стали важны такие качества, помимо традиционно мужских (сила, выносливость, храбрость), как терпение, возможность оказать посильную помощь, заботу, отзывчивость.

Как мы отмечали выше, в давние времена полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости.

Анализ работ по педагогике, работы и исследования практиков показали, что в раннем детстве основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков, были игры. В играх главенствовал принцип справедливости, каждый получал по заслугам, девочки и мальчики были равны. Но в то же время у детей была сформирована привычка жить и играть по общим законам коллектива, принятым морально-этическим нормам, установленным порядкам, что приучает его жить и сосуществовать с учетом своего полоролевого положения.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...

Педагогические аспекты содержания социальной реабилитации несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме «Аистенок»
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты входящей диагностики, мы наметили и провели формирующий этап. Цель формирующего этапа: преодоление деструктивных факторов, восстановление полноценной духовной жизни, повышение самооценки и уровня знаний детей-сирот и детей ...

Понятие «текстовая задача»
Что такое задача? Решению текстовых задач уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством ра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru