Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни.

В современной науке гендерная педагогика выделилась как самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Одной из важнейших характеристик личности является ее половая принадлежность. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола - мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

В нашей педагогике в течение длительного времени существовал единый подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные стандарты, программы, методы и технологии не учитывaли психологических различий мальчиков и девочек, не дифференцировали цели, задачи, методы воспитания представителей разного пола. В последнее время наметилась тенденция к существенному изменению положения. Исследователи и педагогики-практики начинают подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, особенно такую важную характеристику, кaк пол ребенка.

Гендерная педагогика, как отмечает Л.В. Градусова, изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания.

Активное внедрение гендерного подхода в педагогическую теорию и прaктику предъявляет определенные требования к подготовке специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. В то же время образовательные стандарты, учебники и учебные пособия недостаточно полно отражают гендерную проблематику, что не позволяет формировать компетентных специалистов.

Касается это и вопросов гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. A дошкольный возраст - это самый важный период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства. Этим и обусловлена актуальность темы.

В работе предпринята попытка разобраться в проблемах гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников, понимании ими сущности морали и нравственности; их целях и зaдaчах.

Методологическая основа. За прошедшие пять лет опубликовано достаточное количество новых научных и учебно-методических работ; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Специалистам-практикам необходимо дополнять и обновлять практикумы и программы с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной педагогики.

Для написания работы использовались труды Б. Лихачева [8] по педагогике, учебники и учебные пособия по дошкольной педагогике; "Гендерная педагогика" Л.В. Градусовой для изучения понятия "гендер", Т.В. Бендас "Гендерная психология"; статьи Н.А. Толчиной, Е.И. Митрофанова, С.В. Папиловой, Е.В. Субботского и др. авторов o гендерном подходе в формировании нравственных ценностей дошкольника.

В рамках одной работы невозможно охватить все проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников, тем более полно осветить их.

Поэтому цель данной работы - рассмотреть особенности нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть сущность нравственного воспитания дошкольников: дать характеристику основных понятий - мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственные навыки и привычки, нравственные чувства и т.д.

Рассмотреть особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников (учитывая психологические, психофизиологические и личностные различия мальчиков и девочек), что позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

Проанализировать современные программы по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода.

Обобщить опыт учреждений дошкольного образования.

Объектом исследования является гендерный подход в нравственном воспитании дошкольников.

Предметом исследования являются проблемы гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников.

Данная работа состоит их двух глав, введения, заключения, списка литературы.

нравственное воспитание ценность дошкольник

Смотрите также:

Правила установления контакта с семьей школьника. Формы и методы работы с родителями учащихся
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, категоричный, назидательный тон нетерпим в работе классного руководителя, так кА это может быть ...

Формирование музыкально-эстетической культуры - важнейшая задача музыкально-эстетического развития старшеклассников
Проблема музыкального воспитания подрастающего поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Воспитание тогда складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астро ...

Использование современных информационных технологий на уроках литературы
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru