Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни.

В современной науке гендерная педагогика выделилась как самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Одной из важнейших характеристик личности является ее половая принадлежность. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола - мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

В нашей педагогике в течение длительного времени существовал единый подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные стандарты, программы, методы и технологии не учитывaли психологических различий мальчиков и девочек, не дифференцировали цели, задачи, методы воспитания представителей разного пола. В последнее время наметилась тенденция к существенному изменению положения. Исследователи и педагогики-практики начинают подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, особенно такую важную характеристику, кaк пол ребенка.

Гендерная педагогика, как отмечает Л.В. Градусова, изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания.

Активное внедрение гендерного подхода в педагогическую теорию и прaктику предъявляет определенные требования к подготовке специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. В то же время образовательные стандарты, учебники и учебные пособия недостаточно полно отражают гендерную проблематику, что не позволяет формировать компетентных специалистов.

Касается это и вопросов гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. A дошкольный возраст - это самый важный период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Дошкольный возраст является сенситивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства. Этим и обусловлена актуальность темы.

В работе предпринята попытка разобраться в проблемах гендерного подхода к нравственному воспитанию дошкольников, понимании ими сущности морали и нравственности; их целях и зaдaчах.

Методологическая основа. За прошедшие пять лет опубликовано достаточное количество новых научных и учебно-методических работ; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Специалистам-практикам необходимо дополнять и обновлять практикумы и программы с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной педагогики.

Для написания работы использовались труды Б. Лихачева [8] по педагогике, учебники и учебные пособия по дошкольной педагогике; "Гендерная педагогика" Л.В. Градусовой для изучения понятия "гендер", Т.В. Бендас "Гендерная психология"; статьи Н.А. Толчиной, Е.И. Митрофанова, С.В. Папиловой, Е.В. Субботского и др. авторов o гендерном подходе в формировании нравственных ценностей дошкольника.

В рамках одной работы невозможно охватить все проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников, тем более полно осветить их.

Поэтому цель данной работы - рассмотреть особенности нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть сущность нравственного воспитания дошкольников: дать характеристику основных понятий - мораль, нравственность, нравственное сознание, нравственные навыки и привычки, нравственные чувства и т.д.

Рассмотреть особенности гендерного подхода в воспитании дошкольников (учитывая психологические, психофизиологические и личностные различия мальчиков и девочек), что позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.

Проанализировать современные программы по нравственному воспитанию дошкольников с учетом гендерного подхода.

Обобщить опыт учреждений дошкольного образования.

Объектом исследования является гендерный подход в нравственном воспитании дошкольников.

Предметом исследования являются проблемы гендерного подхода в нравственном воспитании дошкольников.

Данная работа состоит их двух глав, введения, заключения, списка литературы.

нравственное воспитание ценность дошкольник

Смотрите также:

Структура и уровни социально-педагогической диагностики
“Но для бездны, где летят метеоры Ни большого, ни малого ” Н. Заболоцкий Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике. Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступающ ...

Опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерного подхода в Центре развития ребенка МАДОУ № 123 г. Тюмени
Понятно, что реализация любой программы в отдельно взятом учреждении дошкольного образования не может проходить одинаково. Каждое учреждение составляет свою программу, план, в котором учитываются приоритетные для них направления работы. Часто это может осуществляться за счет объединения каких-то те ...

Учебно-методический комплекс
В качестве УМК по элективным курсам может быть использована научно-популярная литература, действующие учебники, математические справочники, сборники задач, а также учебные пособия по факультативным курсам, учебные пособия для кружковой работы, учебные пособия для учителей и для учащихся. В качестве ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru