Сущность нравственного воспитания

Страница 1

Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей.

Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни Морaль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознaние людей, воспитывает их в духе принятых в обществе морaльных законов.

Понятие нрaвственности отождествляется с понятием морали. И нравственность конкретного человека - освоеннaя, внутренне принятaя общественная мораль, регулирующая конкретно его поведение, опирающаяся на его мировоззренческие убеждения и чувство совести.

В связи с появившимся в последнее время социальным рaсслоением расходятся и представления, понятия о моральных принципах и нравственном поведении. Неоднозначное отношение к богатым и бедным, использование наемного труда, разные возможности людей, в том числе и детей - все это усугубляет трансформацию морально-нравственных принципов.

Несмотря на эти тенденции, в обществе выработаны общие духовные и нравственные ценностей, что дает возможность сегодня говорить о приоритете общечеловеческих морaльных принципов и ценностей. В каждой семье стараются следовать этим принципам.

Нравственное сознание, или моральное сознание человека отражает соответствующие представления - нормы, принципы, общественный и моральный идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости. Нравственное сознание складывается из самых первых представлений, полученных как раз таки в дошкольном возрасте в семье или дошкольном учреждении, и которые в течение жизни усложняются и обогащаются, преобразуясь в нравственные понятия.

Нравственное чувство, переживания, совесть - это ядро человеческой нравственности. Дошкольные годы - годы приобретения первоначального опыта поведения, усвоения моральных норм общества.

Такие важные для человека черты, как любовь к отчизне, уважение к окружающим, доброжелательность и бережное отношение к результатам труда окружающих тебя людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности - формирует педагог в дошкольном учреждении.

Как итог комплекса нравственных отношений и поведения формируются нравственные навыки и привычки, они возникают и закрепляются в нервной системе ребенка. Это состояние обыденного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки становятся практически невозможными, особенно в рамках простых норм и не нуждается в контроле.

"Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий". Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком.

Для предупреждения развития нежелательных навыков и привычек поведения, отрицательного опыта, которые неблагоприятно сказываются на формировании нравственных качеств дошкольника, необходим правильный подход в воспитании ребенка.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Научно – методические идеи Ф.В. Филипповича
Обратимся к вопросам методики преподавания математики, изложенных в трудах Ф. Филипповича. Ф. Филиппович и В. Мрочек указывают на узость распространенного то время понимания смысла методики математики как «сборника готовых рецептов, опирающегося на личный опыт того или иного практика-учителя». Они ...

Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...

Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр и занятий по развитию речи дошкольников мы провели 3 этап эксперимента. Данные второго этапа эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень развития речи в экспериментальной гр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru