Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей » Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

Страница 1

Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи.

Особенности развития мальчиков и девочек определяют и их восприятие материала, образцов поведения, скорость и глубину усвоения морально-этических норм. Поэтому и воспитывать, и обучать их нужно по-разному. Все это учитывается при составлении программ нравственного воспитания.

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Определенные элементы с учетом гендерного подхода существуют в современных программах. Проанализируем их.

Для формирования гендерной идентичности у дошкольников разрабатываются различные программы, например, программа В.В. Коломийченко "Социальное развитие детей дошкольного возраста". По мнению практиков, программа способствует формированию представления о мальчиках и девочках, о дружбе между ними, об отдельных феминных и маскулинных качествах, об особенностях поведения и взаимоотношениях людей разного возраста и пола в семье. По этой программе работают педагоги по дошкольному образованию МБДОУ ЦРР-д/с №34 "Золотая рыбка", г. Набережные Челны, Татарстан.

В практике детских садов городов России используются различные программы - "Детство", "Азбука общения", "Я - мальчик, я - девочка". Некоторые из них затрагивают разные аспекты социализации дошкольников, раскрывают отдельные стороны нравственного воспитания с учетом гендерных особенностей. Однако данная проблема, которая задает основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требует дальнейшей конкретизации.

Программа совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Я мальчик, я девочка" Тетеновой Валентины Рудольфовны и Баяндиной Елены Васильевны, воспитателей МАДОУ "Детский сад № 6" г. Перми содержит в себе элементы гендерного подхода к воспитанию норма поведения дошкольников: учит детей различать свой пол; называть свои имя, фамилию; развивает мышление (сравнение); воспитывает культуру поведения, доброе отношение друг к другу. Для реализации мероприятий в рамках программы используется различное оборудование: куклы Ваня и Катя; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; бумажный набор одежды для кукол мальчика и девочки - кукол для дидактической игры "Одень куклу"; аудиозаписи.

Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" Шелухиной Ирины Петровны способствует благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. В задачи программы входит формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины; формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли; формирование адекватной полу модели поведения.

Элементы гендерного подхода в системе нравственного воспитания дошкольников прослеживаются в реализации мероприятий начальной школы-детского сада № 92 "Медвежонок" г. Улан-Удэ Бурятии. Специалистом Утенковой Н.А. разработана тема "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой). Данная тема закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница.), а для мальчиков - добрый молодец, богатырь (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили: Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его собл ...

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагае ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru