Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей » Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников

Страница 1

Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи.

Особенности развития мальчиков и девочек определяют и их восприятие материала, образцов поведения, скорость и глубину усвоения морально-этических норм. Поэтому и воспитывать, и обучать их нужно по-разному. Все это учитывается при составлении программ нравственного воспитания.

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Определенные элементы с учетом гендерного подхода существуют в современных программах. Проанализируем их.

Для формирования гендерной идентичности у дошкольников разрабатываются различные программы, например, программа В.В. Коломийченко "Социальное развитие детей дошкольного возраста". По мнению практиков, программа способствует формированию представления о мальчиках и девочках, о дружбе между ними, об отдельных феминных и маскулинных качествах, об особенностях поведения и взаимоотношениях людей разного возраста и пола в семье. По этой программе работают педагоги по дошкольному образованию МБДОУ ЦРР-д/с №34 "Золотая рыбка", г. Набережные Челны, Татарстан.

В практике детских садов городов России используются различные программы - "Детство", "Азбука общения", "Я - мальчик, я - девочка". Некоторые из них затрагивают разные аспекты социализации дошкольников, раскрывают отдельные стороны нравственного воспитания с учетом гендерных особенностей. Однако данная проблема, которая задает основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требует дальнейшей конкретизации.

Программа совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Я мальчик, я девочка" Тетеновой Валентины Рудольфовны и Баяндиной Елены Васильевны, воспитателей МАДОУ "Детский сад № 6" г. Перми содержит в себе элементы гендерного подхода к воспитанию норма поведения дошкольников: учит детей различать свой пол; называть свои имя, фамилию; развивает мышление (сравнение); воспитывает культуру поведения, доброе отношение друг к другу. Для реализации мероприятий в рамках программы используется различное оборудование: куклы Ваня и Катя; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; бумажный набор одежды для кукол мальчика и девочки - кукол для дидактической игры "Одень куклу"; аудиозаписи.

Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" Шелухиной Ирины Петровны способствует благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. В задачи программы входит формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины; формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли; формирование адекватной полу модели поведения.

Элементы гендерного подхода в системе нравственного воспитания дошкольников прослеживаются в реализации мероприятий начальной школы-детского сада № 92 "Медвежонок" г. Улан-Удэ Бурятии. Специалистом Утенковой Н.А. разработана тема "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой). Данная тема закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница.), а для мальчиков - добрый молодец, богатырь (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Источники уменьшения недостоверности результатов при производстве корреляционных исследований
Главное, о чем должен всегда заботиться исследователь – быть в состоянии полностью объяснить полученные результаты, как в том случае, когда они совпали с ожидаемыми, так и в противном случае. Экспериментатор должен быть готов к возможному несовпадению предполагаемого результата с реальным. В этом р ...

Организация питания в американских детских садах
В типичном саду Америки количество приемов пищи стандартно: завтрак, второй завтрак (снек), обед и полдник. Обычно родители к ужину забирают своих чад домой, поэтому практически все учреждения для дошколят ужин не предоставляют. Но существуют вариации – родители начинают работать не раньше десяти ч ...

Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция
Гельвеций (1715-1771) прославился как автор книги “Об уме”, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. Книга была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно Гельвеций развил свои идеи в книге “О человеке, его умственных способнос ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru