Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно активизировать развитие речи посредствам дидактических игр и предложить и реализовать систему дидактических игр, занятий и упражнений, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Эксперимент состоял из 3 этапов. На первом этапе мы выявили исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста. На втором этапе проведено серии занятий и упражнений по развитию речи, а также использовались дидактические игры, направленные на активизацию речи детей. На третьем уровне было повторно проведена диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика проведена с помощью наблюдения, тестового метода выявления уровня развития речи, анализа результатов эксперимента. Для определения исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста был проведён 1 этап исследования.

Цель первого этапа: Выявить исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения 1- го этапа необходимо было:

1) провести диагностирования речи и ее качественных характеристик у дошкольников на занятиях;

2) на основании данной методики применения этих заданий осуществить анализ результатов обследования качественных характеристик речи детей.

Для выявления исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста была предложен комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста Ф. Г. Даскаловой.

Известно, что речевые способности включаются как основной и неотъемлемый компонент в общие умственные, и во множество специальных способностей (коммуникативных, литературных, организаторских и др.). Это почти универсальное место и значение их определяется универсальным характером языка как средство человеческого общения и познания. Поэтому исключительно важное место занимает изучение речевых способностей детей с учетом своевременной диагностики, прогнозирования и дальнейшего развития. Это особенно значимо для младшего дошкольного возраста, который характеризуется как сензитивный период для оптимального речевого развития. Для установления умения быстро и точно подбирать необходимые слова мы использовали известный тест «словесный ассоциативный эксперимент». Были включены разные части речи (существительные нарицательные имена, обозначающие живые и неживые объекты, имя существительное собственное, глагол, имя прилагательное).

Комплексный подход отвечает полностью как интегральным функциям речи как сложного комплексного психо-физиологического процесса, так и интегральным функциям языка как единой целостной системы разнородных элементов.

Детям были предложены 12 вербальных тестов /см. приложение 2/.

Руководящее методологическое значение при их составлении имеют следующие положения:

принцип формирования речи в единстве с мышлением, внешней вербальной стороны в единстве с внутренней смысловой стороной;

принцип взаимной связи и зависимостей между способностями и творчеством, в частности, между речевыми способностями и умениями творить с помощью языковых средств;

принцип взаимной связи и зависимостей между разнородными компонентами, составляющими языковую систему, в которой словарь и грамматический строй несут основной семантический метод потенциал и обеспечивают усовершенствование связной речи;

принцип свойств второсигнальной деятельности, среди которых основное значение имеет сила и подвижность нервных процессов.

Таблица 1. Процент детей с положительной оценкой при решении различных вербальной тестов

Контрльная группа, 15 детей

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

76

94

83

82

35

73

42

65

71

25

10

17

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому языку
Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования абсолютно всех ее структурных компонентов, необходимо опред ...

Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам ...

Какой быть системе образования в Республике Казахстан
Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству . Каки ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru