Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно активизировать развитие речи посредствам дидактических игр и предложить и реализовать систему дидактических игр, занятий и упражнений, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Эксперимент состоял из 3 этапов. На первом этапе мы выявили исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста. На втором этапе проведено серии занятий и упражнений по развитию речи, а также использовались дидактические игры, направленные на активизацию речи детей. На третьем уровне было повторно проведена диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика проведена с помощью наблюдения, тестового метода выявления уровня развития речи, анализа результатов эксперимента. Для определения исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста был проведён 1 этап исследования.

Цель первого этапа: Выявить исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения 1- го этапа необходимо было:

1) провести диагностирования речи и ее качественных характеристик у дошкольников на занятиях;

2) на основании данной методики применения этих заданий осуществить анализ результатов обследования качественных характеристик речи детей.

Для выявления исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста была предложен комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста Ф. Г. Даскаловой.

Известно, что речевые способности включаются как основной и неотъемлемый компонент в общие умственные, и во множество специальных способностей (коммуникативных, литературных, организаторских и др.). Это почти универсальное место и значение их определяется универсальным характером языка как средство человеческого общения и познания. Поэтому исключительно важное место занимает изучение речевых способностей детей с учетом своевременной диагностики, прогнозирования и дальнейшего развития. Это особенно значимо для младшего дошкольного возраста, который характеризуется как сензитивный период для оптимального речевого развития. Для установления умения быстро и точно подбирать необходимые слова мы использовали известный тест «словесный ассоциативный эксперимент». Были включены разные части речи (существительные нарицательные имена, обозначающие живые и неживые объекты, имя существительное собственное, глагол, имя прилагательное).

Комплексный подход отвечает полностью как интегральным функциям речи как сложного комплексного психо-физиологического процесса, так и интегральным функциям языка как единой целостной системы разнородных элементов.

Детям были предложены 12 вербальных тестов /см. приложение 2/.

Руководящее методологическое значение при их составлении имеют следующие положения:

принцип формирования речи в единстве с мышлением, внешней вербальной стороны в единстве с внутренней смысловой стороной;

принцип взаимной связи и зависимостей между способностями и творчеством, в частности, между речевыми способностями и умениями творить с помощью языковых средств;

принцип взаимной связи и зависимостей между разнородными компонентами, составляющими языковую систему, в которой словарь и грамматический строй несут основной семантический метод потенциал и обеспечивают усовершенствование связной речи;

принцип свойств второсигнальной деятельности, среди которых основное значение имеет сила и подвижность нервных процессов.

Таблица 1. Процент детей с положительной оценкой при решении различных вербальной тестов

Контрльная группа, 15 детей

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

76

94

83

82

35

73

42

65

71

25

10

17

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Звуковые средства в семейном воспитании
Звуковые средства обучения наряду с телевидением и компьютером можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения в практике семейного воспитания. В настоящее время в продаже имеется большое количество обучающих аудиокассет и CD дисков для использования в воспитательном про ...

Современные требования математической подготовки детей перед школьным обучением
С точки зрения сторонников основывающихся на идеях Л.С. Выгодского, дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать существенные связи и способы к освоению некоторых системных знаний. Следовательно, программа дошкольного обучения должна быть построена на какой–то системе, соответствующей воз ...

Анализ и оценка результатов опытно-практического исследования на базе детского дома «Аистенок»
Для определения эффективности опытно-практической работы по окончании формирующего этапа, была проведена контрольная диагностика. Цель контрольного этапа: анализ результативности опытно – практической работы по преодолению деструктивных факторов, восстановлению полноценной духовной жизни детей, пов ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru