Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

Четырехлетние дети успешно решают 1, 2, 3, 4 вербальные задачи.

Со второй вербальной задачей (подбор и активное употребление имен существительных) дети младшего дошкольного возраста справляются очень хорошо и легко. Они быстро добавляют почти одни и те же существительные («мяч», «колыбель», «морковь», «одежда», «цветы»).

С третьей вербальной задачей (подбор и активное употребление глаголов) дети также справляются легко. Здесь ответы значительно разнообразнее, так как в совершении словесных ассоциаций испытуемые более свободны, чем в дополнении слова в предложении. Самые частые ответы: о зайчике - прыгает, играет; о ребенке – играет, сидит, ходит; о петухе – кукарекает, поет; о маме – готовит, работает; о папе – работает, читает, спит и др.

При выполнении 4 вербальной задачи (подбор и активное употребление имен прилагательных) самый частый метод – прилагательное, обозначающее цвет. Вот обычные ответы: яблоко – красное, сладкое т.д., собака – черная, злая и т.д., слон – красивый, большой, серый и т.д., роза – красная, красивая, желтая и т.д., зима – белая, холодная и т.д.

С 5 вербальной задачей (практическое применение грамматических правил об изменении слов) 3- 4 летние дети успешно не выполняют задачу, так как не могут самостоятельно понять (без образца) ее, или образуют множественное число слова. Но не могут образовать его уменьшительную форму. Вместо этого в некоторых случаях просто повторяют словосочетание из вопроса (например, «маленький стул», «маленькая собака» вместо «стульчик», «собачка» и т.д.).

С 6 вербальной задачей (умение конструировать простое предложение с определенным словом) все дети справляются. Но 4-летние дети не согласуют слова в предложении.

При выполнении 7 вербальной задачи (конструирование простого предложения по трем определенным словам) требуются в значительно большей степени развитие вербальной памяти и произвольности при построении устного высказывания. Поэтому очень часто 4-летние дети решают неправильно эту задачу, не включают в предложение указанные слова.

При решении восьмой вербальной задачи, большая часть 4-летних детей обычно не справляются самостоятельно с этими задачами. Однако это не означает, что в своих спонтанных речевых высказываниях они не умеют строить правильно простые предложения. Это означает только, что они не умеют произвольно и сознательно делать это.

При выполнении 9 вербальной задачи (установление чутья к грамматической правильности речи) большая часть 4-летних детей обнаруживает и осознает ошибки в тексте (это видно по внешнему выражению), но не приступает к их коррекции. Это снова показывает, что они еще не умеют произвольно и сознательно переконструировать грамматические структуры.

При выполнении 10 вербальной задачи (умение объяснить словесно определенное действие в его последовательности). Совсем незначительная часть 4-летних детей объясняют действие или игру таким образом, чтобы их поняли собеседники. Объяснительная речь у всех детей очень лаконична, короткая и ситуативная («это надо поставить здесь, это там, а это сверху…» или «Один закрывает глаза, а другие прячутся. Потом начинают плевать…». Из этого следует сделать вывод, что для практики обучения родному языку в детском саду нужна специальная работа по формированию элементов объяснительной связной речи.

При решении следующих двух вербальных задач, задачи почти оказываются недоступны. Несмотря на это они имеют диагностическое значение и в этой возрастной группе, так как их правильное решение во всех случаях показывает уровень речевого развития.

Результаты диагностирования контрольной группы занесены в сводную таблицу 2.

Таблица 2. Результаты диагностирования контрольной группы

Список детей КГ

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Саша Б.

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

Леша Г.

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Оля Г.

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Илья Д.

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

Настя К.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Настя Кор.

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

+-

Виолетта К.

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

-

Лиза К.

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Влада К.

+

-

-

+

-

+

+

-

-

-

+

-

Денис О.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Карина П.

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

Максим Р.

+

-

+-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Павел Ш.

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-+

Вика З.

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

Слава Е.

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Рок – музыка – неотъемлемая часть современной культуры
Символом массовой молодежной культуры второй половины ХХ столетия стала рок-музыка, повлекшая за собой рождение рок-культуры. Она включила в себя не только прослушивание и исполнение рок-музыки, но и манеру говорить, одеваться, мыслить, общаться. Для молодежи рок-культура – это отражение конфликта ...

Анализ программ дошкольного и школьного обучения начальной математике
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В программе обучения дошкольников имеется 4 блока изучения математических понятий: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространс ...

Учебно-методический комплекс
В качестве УМК по элективным курсам может быть использована научно-популярная литература, действующие учебники, математические справочники, сборники задач, а также учебные пособия по факультативным курсам, учебные пособия для кружковой работы, учебные пособия для учителей и для учащихся. В качестве ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru