Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

Четырехлетние дети успешно решают 1, 2, 3, 4 вербальные задачи.

Со второй вербальной задачей (подбор и активное употребление имен существительных) дети младшего дошкольного возраста справляются очень хорошо и легко. Они быстро добавляют почти одни и те же существительные («мяч», «колыбель», «морковь», «одежда», «цветы»).

С третьей вербальной задачей (подбор и активное употребление глаголов) дети также справляются легко. Здесь ответы значительно разнообразнее, так как в совершении словесных ассоциаций испытуемые более свободны, чем в дополнении слова в предложении. Самые частые ответы: о зайчике - прыгает, играет; о ребенке – играет, сидит, ходит; о петухе – кукарекает, поет; о маме – готовит, работает; о папе – работает, читает, спит и др.

При выполнении 4 вербальной задачи (подбор и активное употребление имен прилагательных) самый частый метод – прилагательное, обозначающее цвет. Вот обычные ответы: яблоко – красное, сладкое т.д., собака – черная, злая и т.д., слон – красивый, большой, серый и т.д., роза – красная, красивая, желтая и т.д., зима – белая, холодная и т.д.

С 5 вербальной задачей (практическое применение грамматических правил об изменении слов) 3- 4 летние дети успешно не выполняют задачу, так как не могут самостоятельно понять (без образца) ее, или образуют множественное число слова. Но не могут образовать его уменьшительную форму. Вместо этого в некоторых случаях просто повторяют словосочетание из вопроса (например, «маленький стул», «маленькая собака» вместо «стульчик», «собачка» и т.д.).

С 6 вербальной задачей (умение конструировать простое предложение с определенным словом) все дети справляются. Но 4-летние дети не согласуют слова в предложении.

При выполнении 7 вербальной задачи (конструирование простого предложения по трем определенным словам) требуются в значительно большей степени развитие вербальной памяти и произвольности при построении устного высказывания. Поэтому очень часто 4-летние дети решают неправильно эту задачу, не включают в предложение указанные слова.

При решении восьмой вербальной задачи, большая часть 4-летних детей обычно не справляются самостоятельно с этими задачами. Однако это не означает, что в своих спонтанных речевых высказываниях они не умеют строить правильно простые предложения. Это означает только, что они не умеют произвольно и сознательно делать это.

При выполнении 9 вербальной задачи (установление чутья к грамматической правильности речи) большая часть 4-летних детей обнаруживает и осознает ошибки в тексте (это видно по внешнему выражению), но не приступает к их коррекции. Это снова показывает, что они еще не умеют произвольно и сознательно переконструировать грамматические структуры.

При выполнении 10 вербальной задачи (умение объяснить словесно определенное действие в его последовательности). Совсем незначительная часть 4-летних детей объясняют действие или игру таким образом, чтобы их поняли собеседники. Объяснительная речь у всех детей очень лаконична, короткая и ситуативная («это надо поставить здесь, это там, а это сверху…» или «Один закрывает глаза, а другие прячутся. Потом начинают плевать…». Из этого следует сделать вывод, что для практики обучения родному языку в детском саду нужна специальная работа по формированию элементов объяснительной связной речи.

При решении следующих двух вербальных задач, задачи почти оказываются недоступны. Несмотря на это они имеют диагностическое значение и в этой возрастной группе, так как их правильное решение во всех случаях показывает уровень речевого развития.

Результаты диагностирования контрольной группы занесены в сводную таблицу 2.

Таблица 2. Результаты диагностирования контрольной группы

Список детей КГ

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Саша Б.

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

Леша Г.

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Оля Г.

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Илья Д.

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

Настя К.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Настя Кор.

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

+-

Виолетта К.

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

-

Лиза К.

+

+

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Влада К.

+

-

-

+

-

+

+

-

-

-

+

-

Денис О.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Карина П.

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

Максим Р.

+

-

+-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Павел Ш.

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-+

Вика З.

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

Слава Е.

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Четвертый этап в математике конечных количеств
Имея степени простого количества (причем некоторые степени могут быть кратными) мы встречаемся со структурностью количества, когда необходимо определить некоторые базисные элементы, с помощью которых путем линейной комбинации этих элементов мы получаем любое конечное количество. Отражение такой стр ...

Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это свя ...

Пути овладения приемами умственной деятельности
В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru