Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.
Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти — сознательно. Социальная норма, если можно так выразиться, «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма представляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.
Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп, в том числе детских коллективов. Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами.
Структура всякой социальной нормы может быть сведена к трем элементам, которые можно обозначить как гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза — это условия применения нормы, по существу — характеристика общей ситуации, в которой она должна применяться. Диспозиция — содержание нормы, правило поведения людей. Санкция — последствия невыполнения нормы.
Эти элементы, конечно, различны в разных видах норм. Так, санкция моральной нормы — негативная оценка поступка, как социальной группой, так и самим субъектом. Религиозные нормы имеют соответствующие санкции, реализуемые церковью, религиозной общиной, самим субъектом (например, «искупление греха»).
Гипотеза, диспозиция и санкция нормы, выраженные в ее тексте (или в устном изложении, когда речь идет, например, об обычае, о норме морали и др.), еще не определяют действенность правила поведения, если все эти элементы не осуществляются в реальной действительности. Что касается гипотезы, то она реализуется большей частью независимо от воли субъекта.
Диспозиция и санкция выполняют несколько информационных функций: ориентирующую, программную и прогностическую, которые вместе «обслуживают» поведение человека, — влияют на выбор цели и средств, на планирование поступка и принятие решения, на оценку его будущих последствий. Можно сказать, что норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности. Поскольку ребенок — активное существо, способное к выбору пути своего поведения, норма служит для него известным руководством к действию.
На этих же особенностях нормы строится и оценка ее эффективности. Норма тем эффективнее, чем последовательнее соблюдаются ее предписания. Важным показателем и условием эффективности нормы является отношение к ней детского коллектива. Вполне понятно, что если это отношение становится негативным, т. е. если норма не одобряется и не поддерживается коллективом, то и исполняться она не будет или ее соблюдение станет проблематичным, эпизодическим, только «из под палки».
Описание экспериментального обучения
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников. 1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями (констатирующий эксперимент) В ходе наше ...
Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...
Анализ и обобщение работы учителя начальной школы по формированию речевых
умений в традиционной и деятельностной системах обучения
Для реализации опытно-экспериментальной части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу №1748 Восточного округа города Москвы в 3 «Б» и 3 «А» классах. Уроки проводились в традиционной и деятельностной технологиях. На данном этапе нашего исследования мы поставили перед собой ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.