О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности

Педагогика » Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства » О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности

Страница 1

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, - в социально-педагогическую деятельность.

Понятие "социально-педагогическое" возникло от интеграции педагогической науки и социологии как науки о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества, знания о социуме, о социализации. Педагогика изначально обладала социальными возможностями, так как любой педагог в той или иной мере опирается на социальную среду (социум) в достижении своих педагогических целей. Однако это воспринималось лишь косвенно, так как педагог мог использовать потенциальные возможности социума, а мог непосредственно их и не использовать. Таким образом, у педагога (специалиста), устремленного на социум, начала формироваться социально-педагогическая функция, выражающаяся в целенаправленном использовании потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей.

Со временем социально-педагогическая функция появилась и у руководителей учреждений, в обязанности которых входит установление и поддержание взаимодействия с различными социальными институтами, и у других должностных лиц, опирающихся в своей деятельности на потенциальные возможности социума. Переход на профессиональный уровень реализации социально-педагогической функции означал активное использование в педагогической сфере знания о социуме, о социализации. Следствием профессиональной реализации целей социально-педагогической деятельности является появление профессии "социальный педагог".

Социальный педагог - это организатор социально-педагогической деятельности, это посредник в использовании потенциальных возможностей социума по оказанию необходимой помощи личности, нуждающейся в ней. Таким образом, принадлежность к "социально-педагогическому" определяется учетом потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности.

Обсуждаемое понятие употребляется в широком и в узком смысле.

"Социально-педагогическое" в широком смысле рассматривается как общественное явление, отражающее взаимодействие социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и социума и самой личности для ее развития. В данном случае "социально-педагогическое" практически отождествляется с управляемой социализацией и социальным воспитанием. Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности. Таким образом, в число элементов социума входят не только специалисты и другие личности, находящиеся в том или ином социальном институте, но и сама личность, нуждающаяся в помощи.

Субъектами потенциальных возможностей социума являются одушевленные и неодушевленные его составляющие, включающие людей (специалистов), их материально-технические средства, библиотеки, учебные классы, специальное оборудование, музеи, спортинвентарь, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения или отдельной личности и предназначенные для использования в целях разрешения проблем личности. Носителями потенциальных возможностей социума могут являться как отдельные специалисты, профессиональные и ученические коллективы, организации, общества, так и отдельные личности, в том числе и нуждающиеся в помощи извне. Носителем потенциальных возможностей социума может быть сама личность, нуждающаяся в помощи и имеющая свои ресурсы в виде собственных социальных потребностей или социальных способностей.

"Социально-педагогическое" в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по реализации потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в решении (достижении) заданных воспитательных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума для (в интересах) разрешения проблем личности.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Но именно физика считается одним из самых сложных и, к ...

Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса
Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определ ...

Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru