О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности

Педагогика » Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства » О сущности социально-педагогического компонента в социоклубной деятельности

Страница 1

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, - в социально-педагогическую деятельность.

Понятие "социально-педагогическое" возникло от интеграции педагогической науки и социологии как науки о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества, знания о социуме, о социализации. Педагогика изначально обладала социальными возможностями, так как любой педагог в той или иной мере опирается на социальную среду (социум) в достижении своих педагогических целей. Однако это воспринималось лишь косвенно, так как педагог мог использовать потенциальные возможности социума, а мог непосредственно их и не использовать. Таким образом, у педагога (специалиста), устремленного на социум, начала формироваться социально-педагогическая функция, выражающаяся в целенаправленном использовании потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей.

Со временем социально-педагогическая функция появилась и у руководителей учреждений, в обязанности которых входит установление и поддержание взаимодействия с различными социальными институтами, и у других должностных лиц, опирающихся в своей деятельности на потенциальные возможности социума. Переход на профессиональный уровень реализации социально-педагогической функции означал активное использование в педагогической сфере знания о социуме, о социализации. Следствием профессиональной реализации целей социально-педагогической деятельности является появление профессии "социальный педагог".

Социальный педагог - это организатор социально-педагогической деятельности, это посредник в использовании потенциальных возможностей социума по оказанию необходимой помощи личности, нуждающейся в ней. Таким образом, принадлежность к "социально-педагогическому" определяется учетом потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности.

Обсуждаемое понятие употребляется в широком и в узком смысле.

"Социально-педагогическое" в широком смысле рассматривается как общественное явление, отражающее взаимодействие социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и социума и самой личности для ее развития. В данном случае "социально-педагогическое" практически отождествляется с управляемой социализацией и социальным воспитанием. Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности. Таким образом, в число элементов социума входят не только специалисты и другие личности, находящиеся в том или ином социальном институте, но и сама личность, нуждающаяся в помощи.

Субъектами потенциальных возможностей социума являются одушевленные и неодушевленные его составляющие, включающие людей (специалистов), их материально-технические средства, библиотеки, учебные классы, специальное оборудование, музеи, спортинвентарь, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения или отдельной личности и предназначенные для использования в целях разрешения проблем личности. Носителями потенциальных возможностей социума могут являться как отдельные специалисты, профессиональные и ученические коллективы, организации, общества, так и отдельные личности, в том числе и нуждающиеся в помощи извне. Носителем потенциальных возможностей социума может быть сама личность, нуждающаяся в помощи и имеющая свои ресурсы в виде собственных социальных потребностей или социальных способностей.

"Социально-педагогическое" в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по реализации потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в решении (достижении) заданных воспитательных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума для (в интересах) разрешения проблем личности.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методика использования комплекса через систему дидактических игр
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружаю ...

Фразеология как наука
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Сравнение масс по инертности тел
Любое тело обладает свойством двигаться по инерции, сохраняя свою скорость неизменной, пока на это тело не подействуют силы. При этом одни тела легче разогнать (а разогнав, остановить), а другие — труднее. Для разгона или остановки груженой тележки на нее следует действовать гораздо большей силой ( ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru