Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников

Педагогика » Использование народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников » Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников

Страница 1

В начале 21 века в России началось возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям. Большая роль в понимании национальных традиций принадлежит народным праздникам.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Народные праздники всегда были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.

По мнению А.М. Богуш «народные обряды и праздники являются одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания дошкольников» .

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально - психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Народный праздник является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизируют словарный запас детей, позволяют услышать красоту родного языка.

В любом народном празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. Широкое использование этих средств в работе с детьми дошкольного возраста позволяет воспитателю расширить кругозор детей, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Современные требования математической подготовки детей перед школьным обучением
С точки зрения сторонников основывающихся на идеях Л.С. Выгодского, дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать существенные связи и способы к освоению некоторых системных знаний. Следовательно, программа дошкольного обучения должна быть построена на какой–то системе, соответствующей воз ...

Уровень освоения темы "Прибыль как цель предпринимательства"
Тема "Прибыль как цель предпринимателя" элективного курса "Основы предпринимательства" изучается в основной школе в 11 классе в количестве 12 часов. Цель изучения темы: изучение теории и вопросов практики расчетов прибыли как экономической категории. Задачи изучения темы: сформи ...

Результаты изучения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Как указывалось выше, сенсорное развитие детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности и проявляется в несформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются: изучение особенностей усвоени ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru