Использование народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников

Педагогика » Использование народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников

В настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, в разрушении личности. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии, справедливости.

Новый нормативный документ - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299) - определяет основу образовательной программы детского сада. В качестве главной цели педагогической работы Федеральные государственные требования (ФГТ) выдвигают развитие каждого ребенка.

В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.

Таким образом, нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова и др.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и

обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- праздник знакомит детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- многие народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости;

- проведение праздников формирует праздничную культуру.

Все это обусловило выбор проблемы исследования: «Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель работы: изучить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».

2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста через народные обряды и праздники.

3. Изучить русские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.

4. Обосновать воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников.

5. Разработать на основе изученной методики сценарий народного праздника и апробировать его на практике в дошкольном образовательном учреждении.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

-изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений;

- анализ программ по дошкольному образованию;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Гипотеза: если воспитатель дошкольного образовательного учреждения в системе воспитательной работы будет использовать народные праздники, то это позволит решить многие задачи нравственного воспитания дошкольников.

Смотрите также:

Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...

Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении
Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др. ...

Научно-исследовательский потенциал
На территории Сибири расположена целая сеть научно-исследовательских институтов, представляющих практически все области человеческих знаний. Исследования проводимые научными коллективами включают широкий круг проблем, в том числе связанных с реализацией различных международных программ, таких как I ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru