В настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, в разрушении личности. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии, справедливости.
Новый нормативный документ - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299) - определяет основу образовательной программы детского сада. В качестве главной цели педагогической работы Федеральные государственные требования (ФГТ) выдвигают развитие каждого ребенка.
В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.
Таким образом, нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.
Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова и др.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и
обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- праздник знакомит детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- многие народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости;
- проведение праздников формирует праздничную культуру.
Все это обусловило выбор проблемы исследования: «Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель работы: изучить эффективность использования народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «нравственное воспитание», «обряды», «традиции».
2. Выявить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста через народные обряды и праздники.
3. Изучить русские народные обряды и праздники и определить их роль в нравственном воспитании дошкольников.
4. Обосновать воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников.
5. Разработать на основе изученной методики сценарий народного праздника и апробировать его на практике в дошкольном образовательном учреждении.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;
-изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений;
- анализ программ по дошкольному образованию;
- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.
Гипотеза: если воспитатель дошкольного образовательного учреждения в системе воспитательной работы будет использовать народные праздники, то это позволит решить многие задачи нравственного воспитания дошкольников.
Развитие механизма гейткипинга в системе клубов по месту
жительства. Междисциплинарное ведение случая
Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. В России в настоящий ...
Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни
Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района. Характеристика базы исследования. Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основна ...
Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.