Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Роль развивающих игр при подготовке ребенка к школе » Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста

Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы.

Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды речевых суждений. Сенсорное развитие у детей сформировано не у всех. Подбирать предметы и группировать их по признакам цвета, формы и величины не могли многие дети.

Большинство детей данной группы (Надежда, Майя, Леня, Дима) не умели выделять в предмете его составные части, затруднялись сопровождать свои действия речью. Так же они не владели видами поисковых практических проб при решении поставленных перед ними задач.

Не все дети (Артем Г., Степа Х.,) владели обследовательскими действиями и не умели их применять на практике.

Умственные способности детей находились на первой стадии развития.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

1. Продолжать ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочение объектов и обучение их обозначениям (цвет, форма).

2. Формировать три фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийного развития - классификация, сериация и понятий о сохранении:

а.) упорядочение предметов по различным признакам (классификация по признаку качеств);

б.) выстраивание упорядоченных последовательных рядов (по величине) - сериация;

в.) сравнение групп по количественному составу (в пределах 5);

г.) сравнение двух рядов с одинаковым количеством членов (усвоение представлений о постоянстве количества).

Учить детей овладевать действиями замещения и наглядного моделирования.

Развивать творческое воображение.

Работу по данной теме я основывала на занимательном математическом материале, т.к. он эмоционально захватывает детей, а процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Вооружая детей схемой и направлением анализа занимательной задачи, поиск решения они искали сами. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:

а.) практическими (действия в перекладывании и подборе);

б.) мыслительной (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).

Систематическое решение задач таким способом развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, а также формируются умственные способности; логика мысли, рассуждения, действия, гибкость мыслительных процессов. Но положительный результат может быть достигнут лишь тогда, когда занимательная задача доступна ребенку. Поэтому при выборе материала необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания необходимо руководствоваться следующими принципами:

- на первом этапе этой работы при проведении игр руководящую роль необходимо взять на себя: познакомить детей с новой игрой; объяснить правила игры,

- положительно оценивать ответы детей, поощряя самостоятельность ребенка,

- требование к правильным и четким ответам повышать постепенно, чтобы не снизить активности, непосредственности в высказываниях детей;

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий

- сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Чтобы заинтересовать детей и поддержать интерес к игре, занятия я проводила в игровой форме, т.к. радость, полученная от игровой деятельности, постепенно переходит в радость учения.

Смотрите также:

Взаимодействие между учащимся и предметом изучения
Первый вид — это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень под ...

Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах
Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оп ...

Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства
Подход - это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, котор ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru