Опасности современной культуры

Педагогика » Реформы общего образования в Германии » Опасности современной культуры

Страница 1

В главе «Опасности современной культуры» Э. Дюбуа-Реймон рассматривает основные проблемы с которыми сталкивается культура. В чем видит он ту «опасность для развития культуры», которая побуждает его быть горячим сторонником образовательных реформ? «Опасность, - пишет он, - о которой здесь должна быть речь, не угрожает культуре насильственным уничтожением, но лежит в той опасной форме, которую стремится принять культура, если судить по направлению ее теперешнего развития». Слова его вызывают много ассоциаций с современной жизнью и педагогической теорией и практикой: «Становясь исключительным занятием человека, естествознание, подобно всякой другой односторонней деятельности, суживает его кругозор. Оно ограничивает при этом его внимание наиболее близким, осязаемым, чему непосредственное чувственное восприятие сообщает как бы безусловную достоверность. Оно отклоняет ум от более общих, менее обоснованных рассуждений и отучает его вращаться в области количественно неопределимого. В некотором отношении мы ставим ему это в заслугу как бесценное преимущество, но там, где естествознание получает исключительное господство, ум с заметной быстротой беднеет идеями, фантазия – образами, душа – ощущениями, и в результате получается узкий, сухой и жесткий, чуждый муз и грации образ мыслей. Далее, естествознанию свойственно, что оно с одной стороны стоит в связи с самыми высокими стремлениями человеческого духа, а с другой – через ряд незаметных переходов приводит к ремесленнической деятельности, направленной лишь на барыш. При ежедневно повышающихся требованиях к жизни нельзя избежать постоянного уклонения в этом последнем направлении. Техническая сторона естественнонаучной работы незаметно выступает все более на первый план; поколение за поколением видит себя вынужденным оказывать все большее внимание материальным интересам. Из готовых, освобожденных от корня продуктов строится современное образование. Немногих еще интересует путь, приведший к истине, связь вещей».

Что предлагает он для возвращения интереса к этому пути, к той связи вещей, которая в современной педагогике отражена в терминах «интеграция», «системность» образования? Такую возможность, по его мнению, дает изучение истории науки и техники, которая должна рассматриваться не просто как хронологическое перечисление фактов, но как история научных идей в связи с общей историей цивилизации, культуры, политической и духовной жизни общества. Используя многочисленные примеры и аргументы для подтверждения этой мысли, он заключает: «Мы говорим, что естествознание есть абсолютный орган культуры, и что история естествознания и есть собственно история человечества».

Что может современная культура влияет на это? Где молнии которые разрушил эту Вавилонскую башню? Человек легкомысленный при мысли о том, где текущее развитие в сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч, а в еще более лет приведет человеческой расы. Что можете быть недостижимым? Должна ли она, как моль, через горы, в море прокладывает путь прочь, даже не имитируют полет птиц? Если они, как и загадки механизма, еще не решена загадка виду?

О, это обеспокоенность, что деревья не растут до неба. Вряд ли человечество когда-либо узнает, каким образом материя может думать. Наука показывает нам, как неумолимо заканчивается представление о всех человеческих вещах. Странная судьба, что, появившись на конференции в защиту культуры от варваров вечной жизни, идти на компромисс науки, что надежда и доверие должен еще раз ограбить о непрерывной жизнедеятельности земле! Настанет день, когда человечество уже не сможет сказать:

И солнце Гомера, видите, она улыбается нам;

Но судьба еще подарит человечеству миллионы лет. Молодежи может быть достигнуто путем мысли ожидания даже его старческие немощи и неизбежной смерти не ошибиться в удовольствие и желание. Таким образом, мы мало заботятся, что наши невообразимо далеких внуков угрожает гибель. Должны ли мы скоробить о опасность того, что культура в ее нынешнем виде из-за исчерпания угольных пластов угасает? Кто понимает трудность замены угля с различных источников энергии не может быть без страха нашего бессмысленного инструментов грабежа здания. Текущего запроса отрасли, конечно, не по пресечению легко, все-таки "живой закон", и последующие поколения могут увидеть, как они будут работать без углерода, океан, чтобы изыскивать средства контроля, особенно в Англии обычных отходов угля, однако, вероятно, более разумной задачей английский парламент был, как на методы экспериментальной физиологии в смесь, с которой он добился ничего, кроме вреда прогресс науки и его собственной репутации.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Анализ и обобщение работы учителя начальной школы по формированию речевых умений в традиционной и деятельностной системах обучения
Для реализации опытно-экспериментальной части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу №1748 Восточного округа города Москвы в 3 «Б» и 3 «А» классах. Уроки проводились в традиционной и деятельностной технологиях. На данном этапе нашего исследования мы поставили перед собой ...

Роль тренера в команде
Тренерская работа необычайно сложна. Легко растеряться, за тысячью мелочей забыть о главном, за деревьями не увидеть леса. Столько всего надо учесть! Многие тренеры – бывшие игроки, которым на поле приходилось распоряжаться мячом, теперь предстояло распоряжаться людьми. Начинающему тренеру с первых ...

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными сл ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru