Образ жизни - одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представление об определенном виде жизнедеятельности людей. Под ним понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, норм общения и поведения.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности, то есть на основе его здоровья.
Это подтверждает высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате "Мысли о воспитании": "Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути".
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя: "…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием".
Таким образом, великие философы–мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха называют здоровым образом жизни (ЗОЖ). ЗОЖ — это "гармоничное сочетание и оптимальное соответствие разных способов жизнедеятельности людей: производственной, потребительской, культурно-психологической, социально-биологической и др." В нем обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизни человека: социального, психологического, социобиологического.
ЗОЖ обеспечивается развитием тех же систем отношений, в которых проявляется и здоровье, а именно "человек — общество", "человек — природа". Данные системы едины, они взаимосвязаны и отличны друг от друга. Научно-практической основой причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50—55%) и значительно меньшем вкладе других факторов: экологических — 20—25%, наследственной предрасположенности — 20%, медицинского обслуживания — 10%.
Здоровый образ жизни — общественная потребность. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, ЗОЖ является способом адаптации человека к нервно-психическим, эмоциональным, информационным и др. перегрузкам, во-вторых, ЗОЖ является средством активизации неспецифических защитных сил организма, то есть средством, повышающим общую сопротивляемость организма всем болезням, в-третьих, концепция ЗОЖ — теоретическое обоснование принципа профилактики.
Д.А. Изуткин, В.Г. Степанов "здоровый образ жизни" определяют как способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в максимальной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличие благоприятных социальных и природных условий. Как деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья людей, как аспект образа жизни, проявление медицинской активности определяет данную категорию Ю.П. Лисицын.
Таким образом, можно сказать, что здоровый образ жизни, понятие емкое, включающее в себя не только медицинские проблемы, но и социальные: материальное благосостояние, жилищные условия, разумное и полезное использование свободного времени, межличностные отношения, организация труда и отдыха, физическое развитие и воспитание, рациональное питание, борьба с вредными привычками, проблема злоупотребления лекарственными препаратами и др.
Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...
Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс
При создании экспериментальной части данного исследования была определена цель, гипотеза, а также поставлены задачи к выполнению. Цель эксперимента состояла в том, чтобы проверить насколько эффективно применение методики на уроках информатики. Была выдвинута гипотеза: если разработанные и проведенн ...
Модель
"Школы социальной деятельности подростка"
В настоящее время в красноярском лицее №1 под руководством кафедры общей педагогики КрасГУ реализуется проект "Школа социальной деятельности подростка", направленный на разработку и апробацию новой образовательной технологии продуктивного обучения, обеспечивающей решения большого спектра ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.