Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков

Педагогика » Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением » Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков

Страница 2

Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни и является главной детерминантой здоровья.

Здоровый образ жизни основывается на повседневных элементах, к наиболее значимым из которых можно отнести:

- двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);

- закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);

- рациональное питание;

- гигиена труда и отдыха;

- личная и общественная гигиена;

- гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;

- охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении, на производстве, во время отдыха).

Подвергаясь постоянно влиянию окружающей среды, человек испытывает воздействие неблагоприятных факторов. ВОЗ называет таковыми более 200 факторов, к основным из которых относит:

- низкую физическую активность,

- питание с избыточным количеством жира и соли (нерациональное питание),

- вредные привычки - курение, употребление алкоголя и наркотиков,

- стресс,

- нарушение сна,

- рискованное сексуальное поведение.

Ряд факторов, обусловливающих заболевания, создаются самим человеком и являются результатом неправильного трудового режима, быта и отдыха, вредных привычек, традиций.

Исследования, проведенные в РФ, США, Франции и ряде других стран, показали, что здоровье населения на 49-53% определяются образом жизни, на 18-22% генетическими и биологическими факторами. Внешняя среда, природно-климатические условия определяют развитие патологии человека на 17-20%. Состояние здоровья населения зависят от здравоохранения только на 8-10%. Из сказанного выше следует, что среди всех компонентов, способствующих здоровью, образу жизни принадлежит приоритетная позиция.

Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди подростков. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.

Согласно мнению В.М. Амосова и В.М. Аллархведова, младшие подростки наиболее восприимчивы к разным формирующим и обучающим воздействиям. С другой стороны, в этом возрасте уже существует основы для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечение здорового образа жизни. Работа в данном направлении позволит нейтрализовать в последующем, развитие факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек.

Младшие подростки выступают как наиболее перспективная в отношении формирования здорового образа жизни возрастная категория. В настоящее время, по данным ВОЗ, подростки составляют 30% населения земного шара.

Однако общее состояние здоровья подростков ухудшается. За последние 10 лет в 2 раза увеличилось количество подростков, взятых на учет с диагнозом злокачественные образования.

Таким образом, важным в этом возрасте становится формирование у подростков полезных привычек. Но прежде чем говорить о них, необходимо дать определение понятию "привычка".

Д.Н. Ушаков определяет привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (например, делать зарядку по утрам, быстро ходить и т.д.). С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия.

Привычки формируются в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном "приятного удовольствия".

Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать привычки. полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Анализ программ дошкольного и школьного обучения начальной математике
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В программе обучения дошкольников имеется 4 блока изучения математических понятий: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространс ...

Связь математики конечных количеств с современной математикой
Этап «однородность» Как мы уже знаем, качество однородности позволило нам сформировать понятие конечного количества, а отношение «одинаковое-разное» стало основой для сравнения двух любых элементов. Аналогично в современной математике отношение «однородность» превращает любую группу элементов во мн ...

Особенности использования интуитивного подхода
Прежде, чем выделить особенности использования интуитивного подхода в педагогической деятельности, важно раскрыть его основные категории. Рассматривая такую научную категорию как «подход», я опиралась на следующих исследователей: Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru