Праздник в дошкольном образовательном учреждении - один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа.
Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно - эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления дошкольника.
Организовывая народные праздники в дошкольном образовательном учреждении, следует основываться на трех положениях. Во - первых, подготовка к празднику, что создает перспективу деятельности детей в течение определенного времени. В ходе этого процесса у детей дошкольного возраста создается игровой настрой, появляется желание, готовность сделать друг другу приятное, оказать помощь, что является основой формирования некоторых нравственных качеств.
Во - вторых, всегда разрабатывается программа проведения праздника и содержание сценария. Главное - учитывать активность самих детей на празднике. Дети счастливы на празднике, если они вступают во взаимодействие друг с другом: исполняют народные танцы, играют в народные игры, поют, участвуют в разнообразных состязаниях и обрядах.
В - третьих, праздник - это всегда яркое эмоциональное событие, а значит, детям он должен запомниться на долгое время, его самые яркие и интересные моменты.
При организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении воспитателю необходимо руководствоваться психолого - педагогическими принципами, на основе которых формируется культура ребенка: деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно - эстетической направленности.
Интегративный подход позволяет в народном празднике соединить познание и развлечение, наполнить его нравственно - эстетическим и культурным содержанием. Немаловажно в ходе подготовки программы народного праздника и разработке его содержательной части учитывать уровень обученности, воспитанности и нравственного развития детей, дать возможность детям раскрыть знания о народном празднике в новой для них форме - атмосфере народного праздника.
Следующим важным принципом является сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей в ходе подготовки проведения народного праздника. Совместная деятельность, обладающая социальной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договориться о содержании деятельности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Совместная работа детей при организации праздника формирует ценностно - ориентационное единство группы.
В современных условиях при подготовке и организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении используется два педагогических подхода.
Первый подход - является традиционным и включает в себя несколько основополагающих позиций: определение тематики праздника, цели и задачи праздника, его адресность, место и время проведения, разработка сценария, распределение поручений в детском коллективе, создание и воплощение сценария, анализ праздника.
Второй подход - не является принципиально новым, но широко используется при технологии приобщения дошкольников к праздничной народной культуре - это проектный метод. В его основе лежит развитие активной деятельности воспитанников, развитие их мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектами позволяет воспитателю детского сада осуществить в полной мере индивидуальный подход в воспитании, открывает простор для развития творчества детей, их духовности и культуры.
Описание экспериментального обучения
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников. 1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями (констатирующий эксперимент) В ходе наше ...
Формирование обобщённого образа предмета окружающей действительности
на основе осязательного восприятия
При восприятии предметного мира слепые дети дошкольного возраста используют сохранные анализаторы, компенсируя с их помощью недостаток информации, обусловленной отсутствием или значительным понижением зрения. Огромную решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. По выражению Сечен ...
Приёмы тактильного обследования предметов окружающего мира
Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.