Происхождение народных обрядов и праздников

Страница 1

Праздники - неотъемлемая часть духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника, поэтому считаем целесообразным раскрыть сущность народного праздника, истоки его происхождения.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля понятие «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под словом «праздник» понимается «день торжества, установленный в честь или в память кого - нибудь, чего - нибудь; день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого; выходной, нерабочий день; день радости и торжества по поводу чего - либо; день игр, развлечений» .

В чем феномен русского народного праздника?

Во- первых, в любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его верования, история и поэзия. К ним относятся такие праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова и другие.

Во - вторых, праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни народа. Праздник в сознании людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням повседневной жизни, как время приобщения к ценностям общины, ее истории. В праздник люди должны были достигнуть особого ощущения внутреннего единства друг с другом. Такое осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в ряде нравственных правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, сеять, шить, убирать избу, колоть дрова, т.е. выполнять повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, выбирать для разговора приятные темы, быть веселыми, приветливыми, гостеприимными. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихая в будни деревня заполнялась зваными и незваными гостями - нищими, странниками, балаганщиками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым, странникам, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: денежные штрафы, изгнание из деревенского сообщества и другие. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

В - третьих, в русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Праздники справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник - Пасха, великие праздники: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни, малые праздники (полупраздники), которые были связаны с началом разного рода крестьянских работ, например, первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Специфика социализации ребёнка
Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимы ...

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса
Формирование текстовых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка осуществляется при помощи таких видов работ по развитию речи как сочинение и изложение. В предыдущем параграфе мы привели конспект урока направляющего изложения учителя начальных классов Негорожиной Н. А. Вот что она ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru