Происхождение народных обрядов и праздников

Страница 2

В - четвертых, веками в традиционной народной культуре складывалась и обрабатывалась система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными с точки зрения их полезности, так как в процессе участия в праздниках происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности.

К «календарным» праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это такие праздники: «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник» и другие.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например: семейно - трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздника относятся такие, как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки» и другие. Таким образом, разумное чередование будней и праздников, календарных и бытовых праздников позволяло закладывать в подрастающем поколении основные человеческие ценности, правила поведения, как в семье, так и в социуме. Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям детского сада формировать у детей систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В - пятых, в традиционной культуре сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (ритуалов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее). Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Праздник привносил особую эмоциональную окраску радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Важным компонентом любого народного праздника являлись обряды.

В толковом словаре В.Даля дается такое определение: «обряды - совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего - либо».

С понятием обряды, как видим, тесно связаны такие понятия как обычай, традиции. Подробнее охарактеризуем цепочку данных понятий, т.к. между этими понятиями есть не только общие, но и особенные черты.

«Обычай - повторяющееся, привычное поведение людей в определенных ситуациях; повторяющиеся действия, которые отражают особенности жизни племени, класса, народа». Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде (помочи, толока). Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ в объединившихся хозяйствах и в выполнении срочных работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, обмолота, перевозки снопов, сенокоса). Осенью он часто использовался для заготовки на зиму капусты, обработки льна для прядения. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса, установки сруба избы, покрытия крыши избы и др. Существовал обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Воспитание и формирование личности
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие ...

Мeтoдичecкиe ocoбeннocти рaбoты пo фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя при oбучeнии мaтeмaтикe
Для фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнции нa oтдeльных рaбoчих и нa вceх oткрытых урoкaх рeкoмeндуeтcя иcпoльзoвaть тeхнoлoгию рaбoты в мaлых группaх (этo тeхнoлoгия из личнocтнo-oриeнтирoвaннoгo oбучeния). В cвoeй рaбoтe учитeлю вaжнo рacкрыть cуть дaннoй тeхнoлoгии: чтo oнa дaёт в плaнe фoрмир ...

Анализ программ дошкольного и школьного обучения начальной математике
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В программе обучения дошкольников имеется 4 блока изучения математических понятий: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru