Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом.
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
В курсе математики 5 – 9 классов рассматриваются два основных способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический. Арифметический способ состоит в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата. Алгебраический способ основан на использовании уравнений, составляемых при решении задач.
Остановимся на некоторых основных вопросах пропедевтической работы по составлению уравнений при решении текстовых задач.
Такая работа в основном осуществляется в 5 – 6 классах, хотя простейшие задачи уже решались этим методом в 1 – 4 классах.
Здесь можно выделить два основных этапа. На первом задача учителя состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся некоторые важные общеучебные и математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучению переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.
Первый этап пропедевтики.
К наиболее важным умениям, которые необходимо сформировать у учащихся на этом этапе изучения текстовых задач, относятся следующие:
умение внимательно читать текст задачи,
умение проводить первичный анализ текста задачи – выделять условие и вопрос задачи,
умение оформлять краткую запись текста задачи,
умение выполнять чертежи (рисунки) по тексту задачи.
В методике обучения математике разработаны соответствующие приемы работы учителя по формированию выделенных умений (З.П. Матушкина).
Приемы, формирующие умение читать текст задачи:
показ образцов правильного чтения задачи;
проведение специальной работы над текстом задачи по усвоению ее содержания. Здесь имеется ввиду различные формы предъявления задачи: текстом, краткой записью текста, рисунком. Сюда включаются также приемы работы над условием содержания задачи: изменение числовых данных задачи; изменение сюжета задачи; изменение сюжета и числовых данных задачи.
Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи:
выявление роли вопроса в нахождении способа решения задачи; обращение внимания на точность, ясность формулировки вопроса задачи; переформулировка вопроса задачи.
Этот прием направлен на воспитание у учащихся потребности выделять условие и вопрос задачи;
формулирование одного или нескольких вопросов к условию задачи;
нахождение необходимых данных для ответа на вопрос задачи;
составление задачи по вопросу; формулирование одной или нескольких задач по данному вопросу.
Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи:
оформление краткой записи в виде таблицы, схемы;
оформление краткой записи в строку (столбец);
Содержание функций деятельности социального
педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
Что такое мультимедиа
Мультимедиа - сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова "мультимедиа" означает "многие среды" ("multi" - "много", "media" - "среда"). Под этим термином понимается одновременное воздействие на пол ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.