Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом.
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
В курсе математики 5 – 9 классов рассматриваются два основных способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический. Арифметический способ состоит в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата. Алгебраический способ основан на использовании уравнений, составляемых при решении задач.
Остановимся на некоторых основных вопросах пропедевтической работы по составлению уравнений при решении текстовых задач.
Такая работа в основном осуществляется в 5 – 6 классах, хотя простейшие задачи уже решались этим методом в 1 – 4 классах.
Здесь можно выделить два основных этапа. На первом задача учителя состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся некоторые важные общеучебные и математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучению переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.
Первый этап пропедевтики.
К наиболее важным умениям, которые необходимо сформировать у учащихся на этом этапе изучения текстовых задач, относятся следующие:
умение внимательно читать текст задачи,
умение проводить первичный анализ текста задачи – выделять условие и вопрос задачи,
умение оформлять краткую запись текста задачи,
умение выполнять чертежи (рисунки) по тексту задачи.
В методике обучения математике разработаны соответствующие приемы работы учителя по формированию выделенных умений (З.П. Матушкина).
Приемы, формирующие умение читать текст задачи:
показ образцов правильного чтения задачи;
проведение специальной работы над текстом задачи по усвоению ее содержания. Здесь имеется ввиду различные формы предъявления задачи: текстом, краткой записью текста, рисунком. Сюда включаются также приемы работы над условием содержания задачи: изменение числовых данных задачи; изменение сюжета задачи; изменение сюжета и числовых данных задачи.
Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи:
выявление роли вопроса в нахождении способа решения задачи; обращение внимания на точность, ясность формулировки вопроса задачи; переформулировка вопроса задачи.
Этот прием направлен на воспитание у учащихся потребности выделять условие и вопрос задачи;
формулирование одного или нескольких вопросов к условию задачи;
нахождение необходимых данных для ответа на вопрос задачи;
составление задачи по вопросу; формулирование одной или нескольких задач по данному вопросу.
Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи:
оформление краткой записи в виде таблицы, схемы;
оформление краткой записи в строку (столбец);
Методические приемы, направленные на изучение законов и свойств
арифметических действий
Изучение законов и свойств арифметических действий мы рассматривали при изучении действий сложения и вычитания в концентре «Сотня». Рассмотрим, как происходило знакомство с законами и свойствами арифметических действий . Цель: воспроизведение ЗУН по порядку действий в числовом выражении, умение при ...
Разработка диагностического инструментария
выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного
возраста с комплексными нарушениями речи
Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составле ...
Организационное построение социально-реабилитационной работы
с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
«Аистенок»
Базой опытно – практического исследования являлся детский дом «Аистенок». Детский дом создан в 1993 году. В своей деятельности детский дом руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами органов власти и управления города Нижневартовска, Международной конвенц ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.