Этапы развития речи ребенка

Страница 1

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Четыре этапа становления речи:

1-й этап - подготовительный (с момента рождения до года).

2-й этап - преддошкольный (от года до 3 лет).

3-й этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

4-й этап - школьный (от 7 до 17 лет).

Подготовительный этап:

Ребенок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плачь ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Период "гуления" отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, у-гу, бу и т.д. Именно они потом являются основой для становления членораздельной речи.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, и т.д. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает "разговаривать" с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы "подхватывает" их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подрожать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

При нормальном развитии ребенка "гуление" постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, и т.д., соотнося их с определенными людьми. Лепет это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными окружающими лицами, предметами, действиями. В процессе общения с взрослым ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширятся объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В 8,5-9 месяцев лепет носит уже модулированный характер с разнообразными интонациями.

Преддошкольный этап:

В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: "бах" - упал, лежит; "дай" - отдай, принеси.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов корней: "Папа, ди (папа, иди)", "Ма, да кх (мама, дай кису)".

В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

1. Механизм подражания словам окружающих.

2. Сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи.

3. Благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми).

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года 10-15 слов, к концу второго года 30 слов, к трем годам примерно 100 слов.

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.

Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. В этот период можно выделить этап "физиологического аграмматизма", когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: "Мама, дай кука" (Мама, дай куклу). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Повышение эффективности социально-педагогического сопровождения путем применения различных педагогических технологий в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...

Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отз ...

Функционирование образовательных систем на региональном уровне
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных обра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru