Этапы развития речи ребенка

Страница 1

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Четыре этапа становления речи:

1-й этап - подготовительный (с момента рождения до года).

2-й этап - преддошкольный (от года до 3 лет).

3-й этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

4-й этап - школьный (от 7 до 17 лет).

Подготовительный этап:

Ребенок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плачь ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Период "гуления" отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, у-гу, бу и т.д. Именно они потом являются основой для становления членораздельной речи.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, и т.д. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает "разговаривать" с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы "подхватывает" их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подрожать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

При нормальном развитии ребенка "гуление" постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, и т.д., соотнося их с определенными людьми. Лепет это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными окружающими лицами, предметами, действиями. В процессе общения с взрослым ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширятся объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В 8,5-9 месяцев лепет носит уже модулированный характер с разнообразными интонациями.

Преддошкольный этап:

В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: "бах" - упал, лежит; "дай" - отдай, принеси.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов корней: "Папа, ди (папа, иди)", "Ма, да кх (мама, дай кису)".

В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

1. Механизм подражания словам окружающих.

2. Сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи.

3. Благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми).

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года 10-15 слов, к концу второго года 30 слов, к трем годам примерно 100 слов.

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.

Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. В этот период можно выделить этап "физиологического аграмматизма", когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: "Мама, дай кука" (Мама, дай куклу). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания
Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Вс ...

Воспитание и формирование личности
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в отдельных случаях воспитание традиционно определяется как специально организуемое педагогическое воздействие ...

Прусского школьного образования в борьбе с наступающей американизацией
В этой главе автор рассуждает о необходимости образовательных реформ, имеющих целью изучение «культурной истории» и восстановление «духовного прошлого», Э. Дюбуа – Реймон отмечает, что ему недостает терминов для выражения «опасности, которой подвергается культурное развитие»: «Ей трудно дать назван ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru