Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста

Педагогика » Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение связной речи, тем свободнее ребенок будет ею пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Развитие речи у дошкольников среднего возраста можно рассматривать как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т.е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи. Перечисленные обстоятельства определили актуальность сферы исследования и обусловили выбор темы курсовой работы, постановку цели и основных задач.

Цель исследования - изучить особенности развития ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, разработать систему работы по формированию данной формы речи.

Объектом исследования является особенности формирования ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями речи.

Предмет исследования: процесс формирования ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, посредством разработанной системы логопедической работы.

Теоретический анализ литературы позволил сформулировать гипотезу исследования: процесс формирования ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи будет осуществляться эффективнее при организации комплексной логопедической работы, направленной на развитие у детей навыка понимания ситуаций, синтаксического оформления высказываний, умения отвечать на поставленные вопросы, вести диалог в рамках предложенной ситуации.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть этапы развития речи ребенка в онтогенезе.

3. Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста;

4. Изучить и выявить особенности развития ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями.

5. Разработать систему логопедической работы по формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи;

6. Оценить эффективность предложенной системы логопедической работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; обобщение и систематизация теоретических знаний; диагностические методы; методы качественной и статистической обработки диагностического материала; обобщение полученных результатов.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского "Мышление и речь", теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, фундаментальные исследования формировании детской речи (А.Н. Гвоздев, В.П. Глухов, В.К. Воробьёва, С.Л. Рубинштейна).

Теоретическая и практическая значимость исследования: проведённое исследование позволяет расширить и уточнить представления о формировании ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи, о необходимости коррекции данных нарушений. Теоретический материал позволит повысить профессионализм учителя-логопеда, а также может быть использован для консультаций с родителями. В работе была сделана попытка разработки системы логопедической работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Составлен альбом по исследованию и формированию ситуативной связной речи. Данный материал могут использовать в своей работе логопеды коррекционных групп ДОУ, воспитатели массовых и логопедических групп.

База исследования. Экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №175" г. Краснодара. В эксперименте принимали участие дети среднего дошкольного возраста, посещающие логопедическую группу детского сада в количестве 12 человек.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (51 наименование), 4-х приложений на 12 страницах. В работе 11 таблиц, 4 рисунка. Текст изложен на 65 страницах. К работе прилагается дополнительной приложение, содержащее альбом по исследованию и формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

Смотрите также:

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...

Прoблeмa фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти в пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй литeрaтурe
Пoнятиe «кoмпeтeнтнocть» имeeт лaтинcкиe кoрни и прoиcхoдит oт «compete», чтo пeрeвoдитcя нa руccкий язык кaк «дoбивaюcь», «cooтвeтcтвую», «пoдхoжу», этo пoнятиe дaвнo иcпoльзуeтcя в пcихoлoгичecкoй и пeдaгoгичecкoй литeрaтурe, oднaкo пoвышeнный интeрec к нeму пoявилcя лишь в пocлeднee врeмя. В нoв ...

Кремний и его соединения
Кремний - ведущий современный полупроводниковый материал, который широко применяется в электронике, в электротехнике для изготовления интегральных схем, диодов, транзисторов, тиристоров, фотоэлементов и т. д. Технический кремний - легирующий компонент в производстве стали (например, трансформаторна ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru