Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Педагогика » Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста » Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Страница 1

Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составлена модифицированная методика исследования ситуативной речи, в основе которой лежит комплексная программа выявления состояния связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьевой. В рамках исследования нами был подобран наглядный материал, оформленный в виде альбома (см. дополнительное приложение), который включает 5 сюжетных картинок с различными ситуациями для первичной диагностики и 5 аналогичных картинок для повторной диагностики. Все ситуации представленные на картинках знакомы ребёнку и постоянно встречаются дома, в детском саду, на улице. А именно это:

Ситуационная картинка "Утром на пороге в группу".

Ситуационная картинка "Завтрак в детском саду".

Ситуационная картинка "Музыкальное занятие в детском саду".

Ситуационная картинка "Тихий час в детском саду".

Ситуационная картинка "Утром в ванной".

Ситуационная картинка "Мамин помощник".

Ситуационная картинка "Уборка дома".

Ситуационная картинка "Идём в магазин".

Ситуационная картинка "Игровой уголок дома".

Ситуационная картинка "Сказка на ночь".

Методика проведения исследования ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста заключается в следующем:

1. Детям по очереди предлагаются подобранные ситуативные картинки.

2. При демонстрации каждой картинки детям задается вопрос: "Что здесь изображено, расскажи?".

3. Детям предлагается ответить на ряд вопросов логопеда, которые разработаны к каждой ситуативной картинке.

4. Детям предъявляется начало рассказа по данной ситуативной картинке, которое они должны дополнить несколькими словами или предложениями.

Все полученные ответы детей, с целью их дальнейшего анализа, заносятся в протокол исследования ситуативной связной речи, представленный в приложении Б.

В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Анализ ответов детей проводится на основе следующих критериев:

1) соответствие рассказа изображенной на картине ситуации, умение устанавливать причинно-следственные связи;

2) самостоятельность составления рассказа, использование помощи;

3) полнота, структура рассказа, использование синтаксических, лексических средств, грамматическое оформление высказываний.

4) умение отвечать на вопросы, качество ответов.

Оценка уровня развития ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста, предусматривается качественно-количественная. На основании выделенных критериев анализа детских ответов были выделены и описаны пять характеристик возможных ответов детей, и была определена их балльная оценка.

Качественно-количественная оценка:

5 баллов - рассказ составляется самостоятельно, понимает логику событий, рассказ соответствует изображенной ситуации, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка, отмечается разнообразие использования синтаксических конструкций, даются полные ответы на вопросы.

4 балла - рассказ составляется с некоторой помощью в виде уточняющих, побуждающих вопросов, отмечается недостаточная развернутость высказывания, грамматические нормы соблюдены, достаточный запас лексических средств, рассказ соответствует изображенной ситуации.

3 балла - при составлении рассказа требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются неточное соответствие рассказа данной ситуации, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, словарный запас ограничен, бедность синтаксических конструкций, отмечаются аграмматизмы.

2 балла - рассказ составляется по вопросам, ответы, как правило, односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас небольшой, преобладают простые предложения, отмечаются аграмматизмы, отмечается соскальзывание на другие темы.

1 балл - отмечается отказ от выполнения задания или даются неадекватные ответы, а также возможен лишь односложный ответ даже после оказания различных видов помощи.

Итак, оценка и анализ полученных результатов осуществляется по следующей разработанной нами процедуре:

1. Все занесённые в протокол ответы детей по каждой предложенной ситуации анализируются и оцениваются в целом по предложенной нами бальной оценке, которая фиксируется в протоколе в графе "оценка в баллах".

2. Все полученные баллы по 5 ситуациям суммируются и указываются в протоколе в графе "итого".

3. Исходя из полученной общей оценки (суммы баллов) делается вывод об уровне сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития двигательных качеств в программе по физической культуре
Существует несколько классификаций подвижных игр . Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространс ...

Современные требования математической подготовки детей перед школьным обучением
С точки зрения сторонников основывающихся на идеях Л.С. Выгодского, дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать существенные связи и способы к освоению некоторых системных знаний. Следовательно, программа дошкольного обучения должна быть построена на какой–то системе, соответствующей воз ...

Интеллектуально-развивающие игры
В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления. Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуит ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru