Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей

В 1999 году вышла “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)”, “Программы детского сада”, “Коррекционная работа в детском саду”под редакцией Л.И. Плаксиной Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Институт коррекционной педагогики РАО. Эта “Программа” рекомендована Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

I часть этой Программы “Детский сад”. В нее входят такие программы: “Развитие речи”, “Формирование элементарных математических представлений”, “Ознакомление с окружающим миром”, “Изобразительное искусство”, “Физическое воспитание”, “Трудовое обучение”, “Игра”.

Раздел “Коррекционная работа в детском саду” включает в себя: “Развитие зрительного восприятия. Коррекция нарушений зрения. Развитие осязания и мелкой моторики. Ориентировка в пространстве. Социально – бытовая ориентировка, ритмика, лечебная физкультура”.

Программа “Ознакомление с окружающим миром”, разработанная Б.К. Тупоноговым состоит из “Пояснительной записки”, “Нулевой (подготовительный) класс”, куда входят подразделы “Природа живая и не живая” и “Сезонные изменения в природе”.

В пояснительной записке к данной программе автор предлагает основные методы и средства ознакомления. Дает рекомендации по проведению занятий. Предоставляет право педагогическим коллективам интегрировать данный курс с коррекционными занятиями по другим разделам: социально – бытовой ориентировке или развитию осязания и мелкой моторики. Предъявляет обязательное требование – вся работа по ознакомлению с окружающим, должна проходить в тесной связи с обучением приемам обследования. Требования к знаниям учащихся минимальны.

В содержании самой программы включен только перечень знаний, которыми должны овладеть слабовидящие дети нулевом (подготовительном) классе. В ней не соблюдены принципы постепенности, усложнения. Не ставятся конкретные задачи для каждого года обучения. Не определены к ним конкретные виды деятельности, дидактические игры и упражнения. Все содержание носит не конкретный, расплывчатый по характеру материал.

В “Программе развития осязания и мелко моторики”, предложенной В.З. Денискиной и Л.И. Плаксиной, большое внимание уделено формированию обследовательским действиям с помощью рук и пальцев. В I части этой программы “Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов” поставлены конкретные задачи и предлагаются игры и упражнения на развитие осязательной чувствительности при обследовании предметов. Во II части - “Формирование навыков использования осязания в процессе предметно – практической деятельности” перечислены те виды предметно – практической деятельности, в которых дети закрепляют навыки осязательного восприятия и действий с предметами. Предлагаемая программа расчитана в основном на дошкольников и учащихся первого класса. Однако этот материал можно использовать и в последующих классах.

Программы Б.К. Тупоногова и Л.И. Плаксной, В.З. Денискиной имеют один недостаток – нет конкретности и четкости распределения задач и практического материала по годам обучения. Тем самым авторы дают возможность тифлопедагогам строить коррекционную работу по- своему усмотрению, исключать, дополнять или заменять перечисленные виды деятельности другими, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня развития у ребенка осязания и мелкой моторики.

Таким образом, на основании рекомендаций Б.К. Тупоногова, Л.И. Плаксной, В.З. Денискиной можно объединить разделы по ознакомлению с окружающим миром и развитию осязания в одну общую программу, определить конкретные задачи по годам обучения и предложить свои игры, упражнения, виды практической деятельности к ним.

Смотрите также:

Социально-педагогический консилиум в системе клубов по месту жительства
Поскольку клубы по месту жительства МОУ ДОД ДЮЦ "Спутник" являются социально - направленными, то домирующей задачей в каждом клубе является построение социально-педагогической системы, способной эффективно отвечать запросу детей, подростков, молодежи по месту жительства. Данное обстоятель ...

Модель содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил обоснованно выбрать теоретико-методологические ориентиры для построения педагогической модели, а также определиться с параметром исследования. Итак, начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возмо ...

Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента. Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы: · «Из к ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru