Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей

Педагогика » Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников » Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей

В 1999 году вышла “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)”, “Программы детского сада”, “Коррекционная работа в детском саду”под редакцией Л.И. Плаксиной Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Институт коррекционной педагогики РАО. Эта “Программа” рекомендована Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

I часть этой Программы “Детский сад”. В нее входят такие программы: “Развитие речи”, “Формирование элементарных математических представлений”, “Ознакомление с окружающим миром”, “Изобразительное искусство”, “Физическое воспитание”, “Трудовое обучение”, “Игра”.

Раздел “Коррекционная работа в детском саду” включает в себя: “Развитие зрительного восприятия. Коррекция нарушений зрения. Развитие осязания и мелкой моторики. Ориентировка в пространстве. Социально – бытовая ориентировка, ритмика, лечебная физкультура”.

Программа “Ознакомление с окружающим миром”, разработанная Б.К. Тупоноговым состоит из “Пояснительной записки”, “Нулевой (подготовительный) класс”, куда входят подразделы “Природа живая и не живая” и “Сезонные изменения в природе”.

В пояснительной записке к данной программе автор предлагает основные методы и средства ознакомления. Дает рекомендации по проведению занятий. Предоставляет право педагогическим коллективам интегрировать данный курс с коррекционными занятиями по другим разделам: социально – бытовой ориентировке или развитию осязания и мелкой моторики. Предъявляет обязательное требование – вся работа по ознакомлению с окружающим, должна проходить в тесной связи с обучением приемам обследования. Требования к знаниям учащихся минимальны.

В содержании самой программы включен только перечень знаний, которыми должны овладеть слабовидящие дети нулевом (подготовительном) классе. В ней не соблюдены принципы постепенности, усложнения. Не ставятся конкретные задачи для каждого года обучения. Не определены к ним конкретные виды деятельности, дидактические игры и упражнения. Все содержание носит не конкретный, расплывчатый по характеру материал.

В “Программе развития осязания и мелко моторики”, предложенной В.З. Денискиной и Л.И. Плаксиной, большое внимание уделено формированию обследовательским действиям с помощью рук и пальцев. В I части этой программы “Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов” поставлены конкретные задачи и предлагаются игры и упражнения на развитие осязательной чувствительности при обследовании предметов. Во II части - “Формирование навыков использования осязания в процессе предметно – практической деятельности” перечислены те виды предметно – практической деятельности, в которых дети закрепляют навыки осязательного восприятия и действий с предметами. Предлагаемая программа расчитана в основном на дошкольников и учащихся первого класса. Однако этот материал можно использовать и в последующих классах.

Программы Б.К. Тупоногова и Л.И. Плаксной, В.З. Денискиной имеют один недостаток – нет конкретности и четкости распределения задач и практического материала по годам обучения. Тем самым авторы дают возможность тифлопедагогам строить коррекционную работу по- своему усмотрению, исключать, дополнять или заменять перечисленные виды деятельности другими, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня развития у ребенка осязания и мелкой моторики.

Таким образом, на основании рекомендаций Б.К. Тупоногова, Л.И. Плаксной, В.З. Денискиной можно объединить разделы по ознакомлению с окружающим миром и развитию осязания в одну общую программу, определить конкретные задачи по годам обучения и предложить свои игры, упражнения, виды практической деятельности к ним.

Смотрите также:

Понятие образовательной системы, ее свойства
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Под систем ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...

Виды взаимодействия
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru