Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической литературе

Педагогика » Использование народных обрядов и праздников в нравственном воспитании дошкольников » Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической литературе

Страница 1

нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности.

по мнению Т.И. Пониманской «социальные условия определяют содержание и направление воспитания».

«содержание нравственного воспитания всегда объективно задано требованиями общества, это своего рода социальный заказ всем институтам воспитания: детскому саду, школе, вузу. для того, чтобы осуществлять качественную подготовку выпускника детского сада, школы, вуза, педагогам необходимо знать методологические основы нравственного воспитания».

Проанализировав педагогическую литературу по проблеме исследования, установили, что в педагогике существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М нравственное воспитание понимается как «формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения».

В словаре терминов «Дошкольное образование» нравственное воспитание рассматривается как «одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

С.А Козлова и Т.А Куликова считают, что «нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В.Г. Нечаева определяет «нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка».

В.А.Сластенин рассматривает понятие «нравственность» как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».

Таким образом, нравственность - это свойство человека, базирующееся на знаниях норм морали, которое проявляется в отношении человека к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности, а нравственное воспитание следует рассматривать как:

- целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек,

- процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества, усвоения нравственных норм;

- процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Первый этап в математике конечных количеств
Математика конечных количеств начинается с понимания конечного количества. Формирование такого понимания достигается благодаря отношению «одинаковое-разное». Объединяя группу предметов в единое целое ребенок видит одинаковое в них. Такая одинаковость рождает первое качественное состояние в содержан ...

Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...

Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru