Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки

Страница 1

В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответственного выбора на практике. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 7-9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году).

Из базовых 100 часов предпрофильной подготовки большую часть времени - примерно 2 часа в неделю - отводить на специально организованные краткосрочные курсы по выбору. Цель этих курсов - расширение знаний ученика по выбранному предмету, а также организация занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Треть объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-35 часов за год, предполагается отводить на информационную работу (не менее половины этого времени - на знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др.,), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.

Задачи предпрофильной подготовки можно пердставить в следующем виде:

1. Предоставление информации, расширяющей сведения по учебным предметам, о возможных путях продолжения образования,

2. Выявление интересов, склонностей, способностей школьников в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,

3. Развитие способностей и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории, в частности способности к осознанному выбору,

4. Оказание помощи подростку в осознании своих дефицитов и преимуществ, относительно избираемой деятельности,

5. Предоставление учащемуся возможности попробовать свои силы в различных социальных ролях, реализовать свой интерес к выбранному предмету,

6. Мотивирование учащегося на продолжение образования.

Как мы уже констатировали, решение этих задач в полной мере невозможно в традиционных формах обучения. Традиционная система образования применительно к подростковому возрасту и решению задач выбора профиля, является неэффективной. Это связано, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами:

Во-первых, несоответствие содержания деятельности ребенка, организуемого школой, деятельности, в которой происходит его развитие;

Во-вторых, оторванность содержания образования от подлинного содержания детской жизни в этом возрасте;

В-третьих, отсутствие событийности в традиционном образовательном процессе, отсутствие тех конкретных "меток", по которым подросток может фиксировать свое взросление.

Подготовка учащихся к выбору профиля обучения предусматривает этапы:

пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) - выявление образовательного запроса учащихся;

основной (в период обучения в 9 классе) - обучения способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения, реализация "проб выбора профиля обучения";

заключительный (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

На пропедевтическом этапе осуществляется:

презентация "образовательной карты" территории;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...

Анализ структуры и содержания обучения учащихся I – IV классов технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов
Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии я ...

Характеристика хоккея с мячом как вида спорта
Хоккей на траве – игра в мяч клюшками на травяных площадках, которые в последнее время все чаще заменяются искусственным покрытием. Игра эта была известна еще в Древней Греции, и называли ее «файнинда». Описание игры в мяч клюшками на траве можно найти в итальянских рукописях эпохи Возрождения. Изв ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru