предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
На основном этапе предусматривается:
обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.
На завершающем этапе:
реализуются "пробы выбора профиля обучения", серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
используются "матрицы" и "схемы" альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, "количественно" соотносить аргументы "за и против" совершаемого выбора профиля.
Таким образом, по завершению предпрофильной подготовки нам нужно определить ее эффективность, т.е. узнать, готов ли ребенок совершить выбор профиля или нет, поэтому в рамках эксперимента по профильному обучению и предпрофильной подготовки несколькими авторами были выделены компетентности и новообразования (умения, личностные качества, способности), наличие которых у учащихся и позволяет говорить нам об их готовности к переходу в старшую школу и выбору профиля обучения. Рассмотрим эти подходы:
С позиции исследователей С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций, овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.
Выдвинутые ими ключевые компетенции проявляются в следующих состояниях готовности школьника:
1. Испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
2. Знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
3. Ставить образовательную и профессиональную цели, и двигаться к их достижению;
4. Участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;
5. Владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.
По мнению же А.К. Лукиной, зрелый, полный, развернутый выбор, готовность к переходу в старшую школу и выбору профильного обучения предполагает наличие следующих личностных качеств и способностей:
Способность к построению образа собственного будущего у ребенка;
Выраженность ценностных ориентаций, связанных с образом желаемого будущего, и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
Представление о тех компетентностях, которыми необходимо обладать для достижения этого будущего;
Знание того, через какие виды профессиональной, социальной и предметной деятельности это будущее может быть осуществлено;
Развитая субъектность как принятие собственной способности и готовности выступать причиной целесообразных изменений в своей жизни и окружающем мире;
Знание себя, своих ресурсов и возможностей, а также дефицитов и готовность к самоизменению;
Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
Представление об образовательных возможностях социума, других способах выработки у себя необходимых компетентностей и продолжения образования;
Умение делать осознанный ответственный выбор.
Еще один исследователь в этой области П.С. Лернер считает, что успешность осознанного выбора и освоения будущей профессии определяется такими факторами, как:
1. Широта общего культурологического кругозора, эрудиция, полнота и глубина мировидения;
2. Уровень любознательности и стремления расширить собственное информационное поле;
3. Интегративность (целостность) знания, обеспечиваемая структурно-логическими и межпредметными связями традиционных учебных дисциплин с представлениями о сумме технологий и многообразии техники для различных видов будущей профессиональной деятельности;
4. Сформированность специализированных интересов к той или иной области знания и продуктивной области деятельности;
Понятие преемственности
Понятию преемственность дается множество определений, приведем несколько из них: Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный ...
Ян Амос Коменский
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.) – великому чешскому педагогу. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стан Европы. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Я.А. Коменский создал ...
Разработка диагностического инструментария
выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного
возраста с комплексными нарушениями речи
Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составле ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.