Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.
Информация — важнейшее средство управления духовной жизнью молодого человека, универсальное средство воздействия на поведение людей. Информация ориентирует в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению.
Умение общаться с информационным пространством — условие эффективного самопознания и самоутверждения человека.
Выделенные признаки являются важнейшими показателями культуры самовоспитания. Культура самовоспитания — сложное и емкое понятие, включающее в себя индивидуально преломленные и социально-ценностные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей, деятельности и поведения, взаимодействия с социумом и миром в целом. Если личность занимается самовоспитанием ради удовлетворения собственных эгоистических мотивов, стремления достижения власти и господства над другими, совершенствования антисоциальных свойств и качеств личности, необходимых для уничтожения, подавления других, нанесения ущерба обществу, — такое самовоспитание никак не соотносится с культурой.
Цели самовоспитания должны быть благородны, а мотивы самосовершенствования и самореализации соотнесены с общечеловеческими ценностями, а не только с требованиями конкретного общества и социума Таким образом, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в себе качеств личности и способов поведения, взаимодействия с общечеловеческими идеалами: Истиной, Красотой, Добротой, Ненасилием и др. — и способ наиболее полного самоосуществления и самоактуализации человека.
Другим признаком культуры является системность самовоспитания. Системность означает органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый элемент системы решает свою конкретную задачу, выполняет свою роль, в совокупности обеспечивая непрерывный процесс самореализации и самоактуализации личности в изменяющихся условиях ее существования. Если самовоспитание осуществляется время от времени, решает частные задачи, без определенной системы, без достаточной мотивационной основы, когда посредством воли идет процесс простого самопринуждения себя, такое самовоспитание в конечном итоге не дает значимого положительного результата. Более того, если самовоспитание осуществляется под давлением других (а такие случаи нередки, например, родители требуют от своих детей вести дневники, писать сочинения на тему «Как развить свою волю» и т.д.), выдается за процесс формирования способности к самовоспитанию, то к нему прививается не любовь, а отвращение как к ненужной и неприятной обязанности. С ослаблением контроля прекращаются и акты самовоспитания. Системность — это добровольность, постоянство, взаимообусловленность, осуществляемые на протяжении всей жизни.
С системностью тесно связаны последовательность и алгоритмичность самовоспитания, которые также выступают в качестве важных признаков культуры. Человек, занявшись самовоспитанием, или ставит непосильные цели, «перепрыгивая» через целые этапы своей жизнедеятельности, или делает упор на скорейшее получение результатов, или ложно оценивает достигнутые результаты — все это свидетельствует о том, что произошел значительный сбой в программе самовоспитания (если она была), операционально-волевым компонентам противопоставлены мотивационные и т.п. Самовоспитание — это процесс, который не терпит спешки, непоследовательности, скачков вперед или неоправданного отступления. Поэтому культуру самовоспитания обусловливают системность, систематичность, последовательность осуществления актов самовоспитания, когда каждый шаг вперед или назад должен быть четко выверен, обоснован.
Формирование навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома
подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики чело ...
Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования
как педагогическое понятие
Перед выпускником основной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимость совершения ответственного выбора профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения ...
Особенности организации досуга детей дошкольного возраста
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.