Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.
Информация — важнейшее средство управления духовной жизнью молодого человека, универсальное средство воздействия на поведение людей. Информация ориентирует в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению.
Умение общаться с информационным пространством — условие эффективного самопознания и самоутверждения человека.
Выделенные признаки являются важнейшими показателями культуры самовоспитания. Культура самовоспитания — сложное и емкое понятие, включающее в себя индивидуально преломленные и социально-ценностные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей, деятельности и поведения, взаимодействия с социумом и миром в целом. Если личность занимается самовоспитанием ради удовлетворения собственных эгоистических мотивов, стремления достижения власти и господства над другими, совершенствования антисоциальных свойств и качеств личности, необходимых для уничтожения, подавления других, нанесения ущерба обществу, — такое самовоспитание никак не соотносится с культурой.
Цели самовоспитания должны быть благородны, а мотивы самосовершенствования и самореализации соотнесены с общечеловеческими ценностями, а не только с требованиями конкретного общества и социума Таким образом, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в себе качеств личности и способов поведения, взаимодействия с общечеловеческими идеалами: Истиной, Красотой, Добротой, Ненасилием и др. — и способ наиболее полного самоосуществления и самоактуализации человека.
Другим признаком культуры является системность самовоспитания. Системность означает органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый элемент системы решает свою конкретную задачу, выполняет свою роль, в совокупности обеспечивая непрерывный процесс самореализации и самоактуализации личности в изменяющихся условиях ее существования. Если самовоспитание осуществляется время от времени, решает частные задачи, без определенной системы, без достаточной мотивационной основы, когда посредством воли идет процесс простого самопринуждения себя, такое самовоспитание в конечном итоге не дает значимого положительного результата. Более того, если самовоспитание осуществляется под давлением других (а такие случаи нередки, например, родители требуют от своих детей вести дневники, писать сочинения на тему «Как развить свою волю» и т.д.), выдается за процесс формирования способности к самовоспитанию, то к нему прививается не любовь, а отвращение как к ненужной и неприятной обязанности. С ослаблением контроля прекращаются и акты самовоспитания. Системность — это добровольность, постоянство, взаимообусловленность, осуществляемые на протяжении всей жизни.
С системностью тесно связаны последовательность и алгоритмичность самовоспитания, которые также выступают в качестве важных признаков культуры. Человек, занявшись самовоспитанием, или ставит непосильные цели, «перепрыгивая» через целые этапы своей жизнедеятельности, или делает упор на скорейшее получение результатов, или ложно оценивает достигнутые результаты — все это свидетельствует о том, что произошел значительный сбой в программе самовоспитания (если она была), операционально-волевым компонентам противопоставлены мотивационные и т.п. Самовоспитание — это процесс, который не терпит спешки, непоследовательности, скачков вперед или неоправданного отступления. Поэтому культуру самовоспитания обусловливают системность, систематичность, последовательность осуществления актов самовоспитания, когда каждый шаг вперед или назад должен быть четко выверен, обоснован.
Психолого-педагогическая коррекционная программа по развитию речи детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития на уроках ритмики и
физической культуры
Особое внимание в формировании связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Сер ...
Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в
современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...
Введение понятия массы в курсе физики средней школы
На изучение темы "Масса тела. Единицы массы " отводится один урок и одна лабораторная работа "Изучение рычажных весов. Измерение массы". Повторение и систематизация учебного материала по теме "Основные понятия молекулярной теории строения вещества. Масса тела. Плотность вещ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.