Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей

Страница 1

На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой.

В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976), Л.А. Григорян (1980), В.П. Жохова (1980,1986), Л.И. Плаксиной (1986) показаны конкретные пути взаимодействия медицины и педагогики в зависимости от состояния зрения, здоровья ребенка и уровня его психофизического развития.

В.П. Кащенко (1994) писал, что мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы. При этом следует учесть, что оптимизация коррекционного воздействия в условиях сообразного соответствия между знаниями закономерностей психологического развития ребенка с нарушением зрения и детерминированных им средствами и способами коррекционно-компенсаторного воздействия, требует изучения состояния первичного дефекта.

Исследования В.Л. Белопольской (1996), Л.В. Кузнецовой (1986), Е.Е. Дмитриева (1989) показали, без специальной коррекционной работы по формированию социально-адаптированных знаний, навыков и умений путь интеграции детей с проблемами в развитии остается проблематичным.

Л.С. Выгоцкий писал, что дефект есть не только слабость, но и сила. В этой психологической истине альфа и омега социального восприятия детей с дефектами. (1995, с.89) Все его теоретические разработки служат основой для будущих исследований. Все дальнейшие дефектологические изыскания многократно подтвердили правоту Л.С.Выгоцкого, ибо вся история теоретических дефектологических исследований и практика специального образования являют собой яркую картину оправданности теории коррекционно-компенсаторного развития аномального ребенка.

М.И. Земцова (1956) показала, что процесс компенсации наиболее успешно осуществляется в специально-организованных условиях формирования познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Об этом же говорила Ж.И. Шиф (1962), подчеркивая значение коррекционной помощи и, выделяя ее главную задачу в преобразовании пассивных знаний в активные за счет потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, которые проявляются в условиях “обученности ситуационным действиям и общим способам действий, на исправлении своих ошибок”.

Методической основой для обоснования коррекционной работы как системы явились исследования А.П. Анохина (1978), Л. Берталаифи (1969), И.В. Блауберга (1982), В.М. Глушкова (1982), И.Я. Лернея (1974), И.М. Сеченова (1952), У. Эшби Росс (1979).

В тифлогической науке проблема коррекции получила свое развитие в работах ведущих тифлопсихологов и тифлопедагогов М.И. Земцовой (1956,1973), В.П. Ермакова(1984), Л.П. Григорьевой (1985), Л.С. Волковой (1983), А.И. Каплан (1975), Ю.А. Кулагина (1967), А.Г. Литвака (1974), И.С. Моргулиса (1991), Л.И. Солнцевой (1978), Б.К. Тупологова (1995) и др.

Правомерность специальных коррекционных занятий в тифлопедагогической науке обосновывает А.А. Феоктистова с позиции трех причин: необходимость доведения познавательных возможностей до того уровня, при котором он будет способен участвовать в образовательном процессе; сложностью воздействия на отклонения в развитии ребенка в процессе усвоения учебного материала; трудностями и сложностями возникающими в процессе овладения различными видами деятельности. При этом В.А. Феоктистова указывала на взаимосвязь коррекционных занятий с образовательным процессом.

А.Т. Литвак, анализируя понятие компенсации, подчеркнул, что “компенсаторное развитие и приспособление следует рассматривать как одну из сторон общего развития, происходящего в процессе обучения и воспитания, в который, как его составная часть, органически включается коррекция первичных и вторичных отключений”. Исследования компенсации слепоты М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой показали, что в процессе жизни слепого компенсаторное развитие происходит через ряд стадий, характерезующихся своей структурой психических образований, которые позволяют слепому продвигаться и развитии.

Ю.А. Кулагин (1974), подчеркивая важность компенсаторного развития детей с нарушением зрения, выделил принцип увеличения информации о свойствах окружающих предметов за счет коррекции средств наглядности для слабовидящих, исходя из первичного дефекта и особенностей зрительного восприятия, тем самым обозначил важность обучения детей специальным способам зрительного восприятия.

Таким образом, компенсация недостаточности по сути своей осуществляется в процессе различных форм и видов коррекционной работы, направленной на формирование новых сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих ребенку с нарушением зрения получать адекватную информацию об окружающем мире и наиболее полно и эффективно проявляться в окружающей среде. В середине прошлого века, проведя первые исследования величины пространственного порога "осязательного раздражения" у слепых и зрячих, Чермак С.Н. пришел к выводу, что слепые чувствительнее зрячих, изощренная чувствительность у слепых является общей для всей кожной поверхности, а не касается только наиболее упражняемых частей тела (пальцы рук). Изощренное осязание у слепых признают многие авторы, проводившие свои исследования в различные годы: Пуни А.П. "Осязательно-двигательное восприятие у слепых"; Эйдинова М.Д. "О дифференциации тактильности на кисти"; Пшоник А.Т., Фельбербаум Р.А. "Состояние кожной рецепции давления у слепых". М.И Земцова высказала мнение, что утончению тактильного ощущения у слепых способствует постоянная необходимость пользоваться кожным анализатором в деятельности. Это мнение согласуется с исследованиями М. В. Эйдиновой, показавшей, что упражняемость определенных кожных рецепторов как у слепых так и у зрячих приводит к повышенной функциональной деятельности всего чувствительного механизма. Исследователи Бюрклен К., Геллер Ф., Ватассери Г., изучая осязание у слепых, не обнаружили у них более высокой чувствительности, чем у зрячих.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Общие сведения о профессиональном училище №43
Для начала рассмотрим историю образования профессионального училища. ПУ № 43 было организовано 23 марта 1947 года. В 1947 году была организована школа кулинарного ученичества, которая являлась филиалом торгово – кулинарной школы г.Хабаровска. В ней обучалось 60 человек. Школа располагалась в г. Ком ...

Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...

Положение о правилах составления и утверждения календарно-тематического планирования Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы
1. Общие положения. Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее - Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении. Под календарно-тематичес ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru