А.А. Крогиус в своей работе "Процессы восприятия у слепых" считает, что утонченность осязания у слепых различная и зависит от характера и длительности трудовой деятельности, а так же от уровня развития интеллектуальной сферы.
Исследования С.В. Кравкова, Л.А. Шифман, И.М. Соловьева, Ф.Е. Иванова, В.М. Воронина и др. в области взаимоотношений осязания и зрения у нормально развивающихся, слепых и глухих детей показывают качественно различные их влияния друг на друга в процессе выполнения различных форм деятельности. Исследование восприятия кода Брайля (В.М. Воронин) при тактильном и зрительно-тактильном восприятии так же показало, что при сочетании тактильного и зрительного стимулов результаты ниже, чем при одном осязательном и одном зрительном. Информация, адресованная двум анализаторам, в которой есть сочетание с тактильным восприятием, требует специальных навыков соотношения и объединения получаемой информации и более длительного времени для его синтеза. Проанализировав имеющуюся по данной проблеме литературу познакомившись с исследованиями ведущих специалистов в области тифлопедагогике, тифлопсихологии и офтальмологии, можно прийти к выводу, что для формирования полного, реального представления об окружающей действительности слабовидящих детей необходимо неполноценную зрительную информацию дополнять и обогащать за счет сохранных анализаторов. Важное значение при этом следует уделить развитию процесса осязательного восприятия (обследования предмета). Несмотря на разработанные теории и имеющиеся по данному вопросу исследования, по- прежнему не дают полную картину системности методов и приемов обучения навыкам осязательного обследования предмета. В научной литературе можно встретить лишь теоретические разработки. Поэтому, на практике, приходиться разрабатывать игры и задания по развитию у детей навыков обследования предметов окружающего мира или, уже имеющиеся игры для нормально видящих детей адаптировать и приспосабливать в обучении детей с нарушением зрения.
Кoмплeкc мeтoдичecких приeмoв фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти
учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкaх мaтeмaтики
Oбщeизвecтнo, чтo тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния пeрecтaют быть знaчимыми бeз рaccмoтрeния мeтoдичecких ocнoв рeaлизaции дaннoй прoблeмы. Cлeдoвaтeльнo, пeрeчиcлим мeтoдичecкиe приeмы, кoтoрыe в кoмплeкce cпocoбcтвуют фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкa ...
Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию
навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности
Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре "Чудесный мешочек". Мешочек комплектуется различными небольшими предметами: катушкой, молоточком, кольцом, кубиком, шариком яйцом, матрешкой, пирамидкой маленькой куклой и т.д. В зависимости от дидактичес ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.