Авторитет тренера в команде

Педагогика » Тренер в команде » Авторитет тренера в команде

Страница 1

Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека.

Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения «человек – деятельность», который необходим для реализации процесса развития, а именно субьектно-личностного отношения, и характером отношения бессубъектного, который существует и воспроизводится сегодня в социальной практике.

Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерно рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями):

репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических задач. Для их выполнения тренер используется в качестве основного средства, «материала», который оформляется в соответствии с профессиональной функцией, реализуемой им на своем рабочем месте. В этой ситуации тренер «прикрепляется» к существующим должностным функциям и живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек – деятельность» называется бессубъектным;

ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главный из которых - принцип творческого развития личности.

Успешное осуществление педагогом процесса личностного формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность - существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений.

Феномен авторитета подвергался анализу в связи с рассмотрением феномена лидерства. Лидерство - явление, безусловно, близкое авторитету, но это не одно и то же. А.А. Ершов (1971) отмечает, что понятия «лидер» и «авторитет» перекрещиваются, но они не тождественны.

Подход к рассмотрению авторитета исключительно с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных качеств индивида должен быть расценен как устаревший. С этим выводом А.В. Петровского (1987) нельзя не согласиться, потому что феномен авторитета не определяется только интраиндивидной атрибуцией личности. В то же время нельзя не признать, что определенные интраиндивидные качества, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание авторитетной позиции, оказываясь при этом не причиной, а лишь предпосылкой его становления.

В феномене авторитета воплощается диалектическое единство объективных и субъективных факторов. Для построения авторитетных отношений в диадах педагог - ученик важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Педагог должен восприниматься как активный, деятельный человек. Причем активность проявляется не только в конкретных делах, но и в манерах, в речи, принятии ответственности. Следует отметить, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Поэтому учителю очень важно давать повод для оценки его деятельности как успешной, и сам он должен производить впечатление преуспевающей личности.

Способность добиваться успеха воспринимается как самостоятельное качество человека, не связанное с определенным видом его деятельности (Е.В. Егорова-Гантман, 1994).

Успешность деятельности педагога во многом зависит от его профессиональной устойчивости. Процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Бессюжетные народные подвижные игры
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетн ...

Описание опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...

Общая характеристика старшего дошкольного возраста
В психологическом словаре определение старшего дошкольного возраста - это период развития ребенка от 5 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических сис ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru