В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов.
Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислоты, их физические и химические свойства, изложить общие понятия о возможностях силикатной промышленности и производстве стекла, бетона и цемента.
Задачи обучения: сформировать понятие кремниевая кислота, расширить представление о способах получения, свойствах и способах применения различных типов силикатов в промышленности.
Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с дополнительной информацией.
Задачи воспитания: продолжить химическое образование школьников.
Ход урока
Организационный момент (1-2 мин.)
- посадка детей;
- проверка принадлежностей;
- отметка отсутствующих и т.д.
II. Опрос домашнего задания (10 мин.)
Что такое кремний?
Каково содержание его в земной коре?
Какие наиболее распространенные соединения кремния вы можете назвать?
Как в промышленности получают кремний?
Расскажите о физических и химических свойствах кремния.
Где применяют кремний?
Опишите химические свойства и области применения оксида кремния (IV)?
III. Изучение нового материала (20 мин.)
Строение молекулы.
Состав кремниевой кислоты условно изображают формулой H2SiO3. В действительности ее состав более сложный:
Известно много различных кремниевых кислот с общей формулой n SiO2 ∙ m H2O.
Получение. В отличие от многих других кислот кремниевую кислоту нельзя получить гидратацией оксида кремния (IV), ибо он с водой не реагирует. Кремниевую кислоту получают при действии кислот на растворы ее солей. При этом она выпадает в виде студенистого осадка:
Na2SiO3 + 2 HCl → 2 NaCl + H2 SiO3↓
2 Na+ + SiO32- + 2 H+ +2 Cl- → 2 Na+ + 2Cl + H2SiO3 ↓
2 H+ + SiO32- → H2SiO3 ↓
Физические свойства: В отличие от многих других неорганических кислот кремниевая кислота в воде практически не растворима. С водой она образует особого вида системы, называемые коллоидными растворами.
Химические свойства: Поскольку кремниевая кислота в воде пратически нерастворима, то ионы водорода от ее молекул почти не отщепляются. В связи с этим такое общее свойство кислот, как действие на индикаторы, кремниевая кислота не обнаруживает: она еще слабее угольной кислоты. Кремниевая кислота непрочная и при нагревании постепенно разлагается:
H2SiO3 → Н2О + SiO2
Соли кремниевой кислоты.
Строение молекулы. Как и для кремниевой кислоты, принятые формулы ее солей (Na2SiO3, CaSiO3 и т.д.) условны. Существует много различных силикатов, которые образуются при полном или частичном замещении атомов водорода атомами металлов в молекулах кислот состава
n SiO2 ∙ m H2O
Получение солей кремниевой кислоты, т.е. силикатов, рассмотрено при изучении химических свойств оксида кремния (IV).
Физические свойства. Многие силикаты тугоплавки и в воде практически не растворимы. Из силикатов, имеющих большое практическое значение, растворимы лишь силикаты натрия и калия. Эти силикаты называются растворимыми стеклами.
Химические свойства
Силикаты реагируют почти со всеми кислотами, в том числе и с угольной кислотой:
Na2SiO3 + H2O + CO2 → Na2CO3 + H2SiO3 ↓
Растворимые силикаты могут участвовать в реакциях обмена с другими солями:
Na2SiO3 + CaCl2 → CaSiO3↓ + 2 NaCl
2 Na+ + SiO32- +Ca2+ + 2Cl- → CaSiO3↓ + 2Na+ + 2Cl-
Ca2+ + SiO32- → CaSiO3↓
Анализ и обобщение работы учителя начальной школы по формированию речевых
умений в традиционной и деятельностной системах обучения
Для реализации опытно-экспериментальной части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу №1748 Восточного округа города Москвы в 3 «Б» и 3 «А» классах. Уроки проводились в традиционной и деятельностной технологиях. На данном этапе нашего исследования мы поставили перед собой ...
Кoмплeкc мeтoдичecких приeмoв фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти
учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкaх мaтeмaтики
Oбщeизвecтнo, чтo тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния пeрecтaют быть знaчимыми бeз рaccмoтрeния мeтoдичecких ocнoв рeaлизaции дaннoй прoблeмы. Cлeдoвaтeльнo, пeрeчиcлим мeтoдичecкиe приeмы, кoтoрыe в кoмплeкce cпocoбcтвуют фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти учaщихcя нaчaльнoй шкoлы нa урoкa ...
Виды, особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребно ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.