Кремниевая кислота, соли кремниевой кислоты в школьном курсе химии

Страница 3

Изготовление листового стекла путем вытягивания производится при помощи специальных машин (рис.38). В них полужидкое стекло выдавливается через щель, при помощи специальных вальцов вытягиваются листы.

Из стекла готовят также тонкие стеклянные нити, идущие для производства стекловолокна и тканей. Стеклянные ткани применяются в качестве тепло- и электроизоляторов. Из стекловолокна и пластмасс изготовляют стеклопластики, которые по прочности не уступают стали.

Производство цемента. Известно несколько видов цемента. Основным сырьем для производства портландцемента являются известняк и глина, содержащие оксид кремния (IV). Эти вещества тщательно перемешивают и их смесь обжигают в наклонных цилиндрических печах, длина которых достигает более 200м, а в поперечнике – около 5 м. (рис.39). В процессе обжига печь медленно вращается и исходные материалы постепенно движутся к нижней ее части навстречу потоку раскаленных газов (принцип противотока) – продуктов сгорания поступающего газообразного или твердого пылевидного топлива.

При повышенной температуре между глиной и известняком происходят сложные химические реакции. Простейшими из них являются обезвоживание каолинита, разложение известняка и образование силикатов и алюминатов кальция:

Аl2O3 ∙ 2SiO2 ∙ 2H2O → Аl2O3 ∙ 2SiO2 + 2H2O ↑

CaСO3 → CaО + СО2 ↑

CaO + SiO2 → CaSiO3

Образовавшиеся в результате реакций вещества спекаются в виде отдельных кусков. После охлаждения их размалывают до тонкого порошка.

Процесс затвердевания цементного теста объясняется тем, что различные силикаты и алюминаты, входящие в состав цемента, реагируют с водой с образованием каменистой массы. В зависимости от состава изготовляют различные сорта цемента (см. схему 10).

Основным строительным материалом являются цемент, бетон, шлакобетон и железобетон.

Бетон – смесь щебня и песка с цементом. При смешивании цемента со шлаком получают шлакобетон. Бетонные сооружения получают еще более прочные, если в бетон закладывают каркас из железных стержней. Такой строительный материал называют железобетоном. Из него воздвигают капитальные строительные объекты: заводские корпуса, плотины и другие сооружения. По производству строительных материалов и их качеству можно судить об уровне развития строительной индустрии в стране.

IV. Закрепление знаний (5 мин.)

1. Как получают кремниевую кислоту и ее соли?

2. Что такое стекло?

3. Опишите примерный состав обычного оконного стекла?

4. Какие еще стекла бывают?

5. Каким образом в промышленности получают бетон и цемент?

V. Домашнее задание (3 мин.)

Ответьте на вопросы и выполните упражнения 1-9, §37-39, стр.95-102.

Из представленного выше можно сделать вывод: вопросы получения кремниевой кислоты, ее солей и способы применения их в силикатной промышленности рассматриваются достаточно хорошо и грамотно, но, вопросы, связанные с экологией, в темах, посвященных изучению кремния, кремниевой кислоты и силикатной промышленности, в школьном курсе не затрагиваются. Хотя и кремний, в частности, и силикатная промышленность в целом имеют огромное значение в жизни человека. Отходы и выбросы силикатной промышленности огромны и разнообразны. Они оказывают негативное влияние на здоровье человека и на окружающую природную среду. Поэтому, на наш взгляд, стоит изучить эти вопросы отдельно, что и будет сделано в третьей главе.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов
Рассмотрим учебное пособие под редакцией Макаровой Н.В. –это пособие по информатике для 7-9 классов. Здесь тема «количество информации» особо не выделяется. Вводятся понятие информации, ее свойства, способы восприятия информации, форма и язык представления информации. При изучении темы 2. «Представ ...

Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента: - необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; - неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной сит ...

Жан-Жак Руссо
В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). В основе педагогических идей лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Ж ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru