Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте

Страница 1

Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К.

Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье «О саморазвитии и самовоспитании».

Стимулирование – от английзкого слова stimulation – толчок, побуждение, стимул, подталкивание к какому-либо действию. Каптерев приходит к выводу – человек сам себя воспитывает. А искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь «искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назиданий».

Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе воспитания и образования. В саморазвитии он усмотрел основу школы и источник ее совершенствования, а также самообразования и самовоспитания.

Идея саморазвития с учетом индивидуальной наследственности каждого человека составляет общее основание крупных произведений П. Ф. Каптерева.

Доктор психологических наук В. Г. Маралов выделяет наиболее общие принципы создания благоприятных условий для деятельности самовоспитания, чтобы она была выделена учащимися в качестве самостоятельной, для стимулирования самовоспитания. К таким принципам можно отнести следующие.

Принцип свободы. Только при реализации этого принципа в учебном заведении объективно создаются предпосылки для возникновения потребности в самовоспитании. Свобода всех участников образовательного процесса состоит в возможности выбора индивидуальных путей своего развития и личностного роста, это касается администрации, родителей, учителей и самих учащихся. Там, где потребность в свободе блокируется, трудно говорить о саморазвитии и о том, что у участников возникает потребность в самовоспитании. Разумеется, свобода здесь понимается не как вседозволенность или возможность не учить и не учиться, а как объективно осознанная необходимость делать выборы, достигая цели, заданные обществом (программами, стандартами), строить отношения с окружением в соответствии со своими интересами и способностями, но без причинения ущерба другим.

Принцип создания ненасильственной развивающей среды. Принцип свободы не может реализоваться, если взаимодействие между всеми субъектами педагогического процесса пронизано принуждением. Это становится возможным только тогда, когда весь коллектив школы — «ансамбль», гармония индивидуальностей, где сняты страх, тревожность, чувство ущербности и неполноценности, а само взаимодействие строится на основе доверия, принятия, самостоятельности и терпимости друг к другу. Если этот принцип соблюдается, то создается благоприятная атмосфера для свободного самопроявления и саморазвития, а самовоспитание принимается как действенное средство самосовершенствования.

Принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса. Он означает признание за каждым участником образовательного процесса того простого факта, что каждый является субъектом своей собственной деятельности: директор — администраторской деятельности, учитель — деятельности преподавания, ученик — учения и т.д. Личностный подход означает признание за каждым права быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы, отличные от других, т.е., другими словами, собственный субъектный опыт, который накладывает значительный отпечаток на все то, что человек воспринимает, что он делает, какие задачи в данный момент решает.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Про необходимость изменения приоритетов начального образования заговорили в 50-60 годы ХХ века, советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.У. Зонков, Д.Б. Эльконин и др. выделили научно-практическую проблему связи обучения и развития младших школьников. Было установлено, изменение содержания и методов традиц ...

Специфика социализации ребёнка
Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимы ...

Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru