Перечисленные три принципа являются предельно общими для создания условий формирования культуры самовоспитания. В их рамках можно выделить некоторые более частные аспекты, которые благоприятствуют стимулированию потребности самовоспитания у учащихся.
Технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко включает в себя все сущностные качества технологий развития образования и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идею развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования Г. К. Селевко взял у выдающегося русского мыслителя А. А. Ухтомского.
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Особенности содержания включают три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Особую группу представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.
Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.
Выводы: на современном этапе развития педагогики тема стимулирования самовоспитания является одной из самых широких и актуальных. Она составляет основу школы и источник ее совершенствования, а также самообразования и самовоспитания подростков.
Следующий параграф представляет собой описание технологии стимулирования самовоспитания подростков.
Нормативно-правовые основы выбора методов обучения
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образо ...
Анализ особенностей возрастного подхода в
педагогической науке
Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В ...
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.