Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Педагогика » Развитие ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста » Система работы по формированию ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи

Страница 2

1) развитие понимания речи;

2) повышение речевой активности и мотивации к занятиям;

3) развитие интонационной выразительности речи;

4) развитие лексико-грамматического строя речи;

5) развитие умения составлять предложения с опорой на несколько предметных картинок, по картинкам "единичного действия", ситуативным картинкам;

6) формирование умения составлять небольшие рассказы с использованием фразового конструктора с опорой на предметные картинки, по ситуативным картинкам;

7) развитие умения отвечать на вопросы, давать полные и краткие ответы, вести диалог.

Согласно разработанной системе, развитие речи осуществляется в рамках ситуаций, с которыми дети сталкиваются каждый день в повседневной жизни и которые близки и интересны детям среднего дошкольного возраста. А именно были подобраны следующие ситуации:

1. Детские игры и игрушки.

2. Мой день.

3. Зима. Новый год.

4. Весна. Мамин праздник.

Каждая выделенная ситуация прорабатывается в течение одного месяца. В таблице 8 представлена разработанная нами система, которая предполагает ведение поэтапной работы над каждой выбранной ситуацией. То есть каждая выделенная тема прорабатывается по трём этапам. Таким образом, разработанная система является неким алгоритмом работы по формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями. В основе системы лежат следующие общедидактические и специальные принципы и подходы:

1) комплексный подход;

2) принцип индивидуального и дифференцированного обучения;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

4) принцип от простого к сложному;

5) принцип наглядности.

Исходя из выше сказанного система работы по формированию ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста представлена в таблице (см. таблицу 8).

В разработанной системе четко представлена работа по трём единым образовательным задачам:

1) формирование навыка;

2) отработка навыка;

3) закрепление навыка.

Так, например, на первом этапе работы дети учатся строить предложения в соответствии с темой ситуации, а на втором этапе данный навык отрабатывают, когда учатся отвечать на вопросы. На третьем этапе дети закрепляют сформированный навык составления предложений. Аналогичная последовательность просматривается и при формировании умения отвечать на вопросы, строить диалоги. Такая подача материала, на наш взгляд, позволит добиться поставленных целей и высоких результатов развития ситуативной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

В работе с детьми по развитию ситуативной связной речи используются как индивидуальные, так и подгрупповые формы работы с детьми, это зависит от этапа работы.

В разработанной нами системе используется большое количество наглядности, что является дополнительным средством коррекции речевых нарушений. А также нами предлагается использовать фразовый конструктор, который включает в себя игровое поле размером 5 на 30 см с 7 окошками и подобранные в соответствии с представленными ситуациями предметными картинками (см. дополнительное приложение). Данное дидактическое пособие представляет наглядно модель предложения, а поле с шестью окошками и пятью рядами - модель короткого рассказа. Использование фразового конструктора на занятиях по развитию ситуативной связной речи позволит детям наглядно представить структуру предложения, а также объединить предложения в связный рассказ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания
Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Вс ...

Семья как субъект социализации
Социализация - это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенапра ...

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru