Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Страница 4

2. Речь взрослого должна соответствовать номам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3.Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок: уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные действия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

Задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста по программе Пралеска:

Использовать все режимные и бытовые ситуации для развития речи;

Обогащать пассивную речь ребенка, расширять запас понимаемых слов, обозначающих близких людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их имена, части тела человека и животных; предметы в комнате и вне ее (некоторые их качества, цвет, размер), несколько знакомых животных и их действия, растения жилых помещений, трудовые действия; в пассивный словарь ребенка вводить слова и фразы, раскрывающие понятные ему бытовые ситуации, игровые действия;

Приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания относительно поведения («можно», «нельзя», «нужно»), взаимоотношений с другими детьми («помоги», «подвинься», «не мешай», «отдай игрушку») и выполнять несложные поручения («принеси шапочку», «подними платочек»);

Содействовать понимаю художественного слова, произведений малых форм фольклора (доступных для детского восприятия); побуждать находить, узнавать их героев в иллюстрациях книг;

Формировать собственную активную речь ребенка, создавая для этого благоприятные условия; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде;

Формировать умение воспринимать белорусскую речь; обучать восприятию и воспроизведению простых произведений на белорусском языке;

Поощрять любые доступные ребенку речевые проявления (вокализации, звукоподражания, проговаривания слов, простых предложений из двух-трех слов);

Побуждать пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими, задавать вопросы («Что это?», «Кто это»), а к концу второго года – рассказывать в нескольких словах об увиденном;

Побуждать отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас и виденном ранее, задавать вопросы; высказываться об игрушках, об изображенном на картине, о прослушанном литературном произведении (к трем годам говорить фразами из трех-пяти слов).

Особенностям развития детей младшего дошкольного возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Б.Д. Эльконин и др. По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Третий год жизни - год завершения раннего детства, ясельного возраста. Это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка. Дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура, совершенствуется точность движений за счет развития мелких мышц кистей и пальцев, богаче становится мимика. Совершенствуются функции всех органов, что делает малыша намного более выносливым. Прежде всего увеличивается предел работоспособности нервной системы. Трехлетний ребенок уже может бодрствовать без утомления 6-6,5 часа. Высокие темпы развития головного мозга позволяют ему легко концентрировать нервное возбуждение, заниматься одной игрушкой, одним делом до 20 минут. Условно рефлекторные связи в этом возрасте формируются намного быстрее. Достаточно уже одного-двух объяснений или показов, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. В связи с развитием воображения разнообразнее становятся сюжетные игры. Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного развития. К трем годам восприятие малыша становится более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки, получает первые числовые представления (много, мало), хорошо разбирается в понятиях "далеко", "близко", различает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам, может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастает объем и общая качественная характеристика памяти. Быстро развивается фазовая речь, а с нею и мышление. Появляются новые виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами как с палочками, а понимает, что ими можно рисовать. Рисование учит ребенка определять и передавать контуры предметов, их деталей, располагать вещи в пространстве. С трех лет показан и такой вид деятельности как лепка. В процессе лепки развивается глазомер и двигательно-осязательные ощущения. Рисование и лепка способствуют укреплению кисти, более координированным действиям, движениям. Ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возникает стремление утвердится "Я-сам". Таким образом, ребенок хорошо усваивает все то, что представлено наглядно, все хочет познать на своем опыте. Анализ литературы показывает, что дидактические игры в дошкольных учреждениях используется педагогами как одно из ведущих условий всестороннего воспитания ребенка, развитие его умственных способностей, формирования нравственно-эстетических представлений, элементов выразительности речи, активизации словаря. Вместе с тем, по нашему мнению, дидактическая игра является наиболее естественной средой для упражнения дошкольников в вербальных формах общения, содержит в себе огромный потенциал для развития речи и ее качественных характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также:

Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования
Мероприятие: лекция, упражнение-дискуссия Цели: прививание нравственных ценностей; воспитание в ученике нравственных качеств. Задачи: cформировать представления о нравственности; развить понимание термина «совесть», рассмотрение форм извращенной совести; рассмотрение определений «эмпатия», «стереот ...

Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...

Виды взаимодействия
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru