Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание

Педагогика » Развитие системы дошкольного образования в США » Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание

Страница 1

Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятельности человека, а не картинки с них. Зимой детские сады должны размещаться на верхних этажах, где больше света и воздуха. В них должны быть различные гимнастические снаряды и приспособления для здоровья, как в больницах. Двигательные движения должны захватывать все тело, а не только руку и глаз; большое значение имеет танец, воспитывающий чувство ритма. Постройки должны делаться из крупных кубиков. В играх дети должны что-то ловить, поднимать, носить, чему-то подражать. Игры в серсо, веревочку, змея затрагивают различные физические и психические функции. Куклы, цветные волчки, мыльные пузыри и другие традиционные игры имеют воспитательное значение.

Большое значение имеет соприкосновение ребенка с одушевленными предметами. С точки зрения развития речи следует обращать внимание на произношение и запас слов. Ребенок должен научиться выражать мысли, пересказывать и рассказывать, выступать в роли чтеца и актера. Целесообразно живое изучение иностранных языков. Ценно обучение музыке и пению, причем скрипка может иметь перевес над роялем. На площадке детского сада должен быть различный строительный материал (камни, куски дерева, доски, а также мрамор, куски руд, минералы, стекло); ценным материалом является снег. В помещении, находясь в воображаемом пространстве, дети изображают различные события и действия, воображают себя животными. В детском саду все должны стремиться к минимуму ограничений и максимуму свободы. Детский сад должен создать все самое лучшее не только для детей, но и для садовниц, заменяющих детям мать. Садовницы должны получать специальное образование, например, много знать о природе и социальной жизни.

Холл, придерживаясь биогенетического принципа, считал, что ребенок всегда должен быть тем, что он есть на данной ступени. В его жизни присутствует бессознательное, интуиция, жизнь его должна быть непосредственной и самодеятельной.

Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma — дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки.

Цель организации детской деятельности, по Дьюи, не в том чтобы дети познавали действительность, свойства и отношения предметов и явлений, а в том, чтобы, действуя, они наиболее целесообразно приспособлялись к среде, подбирали средства и способы наиболее успешного преодоления возникающих препятствий, накапливали опыт и соответствующие ему знания. Деятельность детей Дьюи сделал центром, вокруг которого “группируются научные занятия, сообщающие сведения о материалах для них и процессах их обработки”.

Из практики детских садов Дьюи исключил разработанные Фребелем занятия по обучению детей различным видам деятельности, он считал необходимым “радикальные изменения в букве этого учения . полную эмансипацию (детских садов. — Н. М.) от необходимости следовать какой-либо предписанной системе или последовательному ряду даров, или занятий”.

Учитель в школе и воспитательница в детском саду, считал Дьюи, не должны планировать заранее процесс работы с детьми. “Учительница должна учить детей, как пользоваться инструментами, как выполнять известные процессы, но не по какому-нибудь заранее составленному плану, а по мере того, как что-нибудь требуется по работе”. “В учебной передаче инициатива принадлежит учащемуся даже больше, чем при торговле покупателю”,— писал Дьюи.

Проповедуя теорию врожденных способностей, Дьюи так сформулировал роль воспитателя: “Ребенок постоянно деятелен и сам дает ход заложенным в него способностям. Роль же воспитателя сводится к тому, чтобы дать правильное направление его деятельности”.

Коротко суть своей методики Дьюи выразил следующими словами: “Воспитание . должно опираться . на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании”.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адек ...

Семантические обучающие метафоры и семантические обучающие сказки
Не менее значимым способом учета семантики личности в процессе познавательной деятельности является обучающая метафора. Именно при помощи обучающей метафоры в полной мере удается обеспечить: сенсорно-моторную презентацию предметного содержания при помощи чувств; символьную – в правом полушарии созд ...

Содержание функций деятельности социального педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru