Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности

Педагогика » Формирование экологических знаний при изучении темы "Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты" » Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и всего ученического коллектива в целом.

Очевидно, что с учетом этих тенденций необходимо пересмотреть содержание и методическое обеспечение химического образования, т.е. преподавание химии должно быть переориентировано с изучения предмета «химия» как самоцели на развитие представлений о мире и месте человека в нем через интеграцию химических знаний и умений со знаниями смежных наук, например, экологии, биологии, географии.

Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для реальных жизненных задач – это один из критериев в достижении высокого уровня творческого саморазвития и формирования экологических знаний личности. Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения (интеграции) знаний и умений при обучении химии в контексте приобретения школьниками опыта творческой деятельности посредством рассмотрения экологических проблем можно представить в виде следующей логической последовательности:

Интеграция знаний в рамках одной учебной дисциплины, т.е. установление взаимосвязей между темами и разделами курса химии. Такая форма интеграции лежит в основе, например, решения комбинированных задач, проведения полноценного химического эксперимента, т.е. видов деятельности, переходных от репродуктивной к творческой.

Взаимосвязи химических знаний с реальными проблемами окружающего мира. Эти проблемы могут иметь социальную, прикладную направленность, характер ситуативной задачи. В любом случае перед учителем химии встает довольно сложный вопрос выявления «мостиков» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности. Например, для решения социально значимых экологических задач учащихся необходимо не только оперировать достаточно обширными знаниями из нескольких тем курса химии, но и уметь применять их в конкретной ситуации. Это в полной мере можно отнести и к задачам прикладного характера, касающимся сущности химических процессов приготовления пищи, хранения и использования веществ в быту и т.д.

Взаимопроникновение и взаимосвязь знаний из разных школьных дисциплин. В данном случае имеются в виду связи комплекса межпредметных знаний, которые переносятся отдельными системами или в совокупности на сложные задачи. Такая форма интеграции знаний предполагает их реализацию в процессе творческой деятельности школьников по решению конкретных задач (например, объяснение влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека, особенностей применения бытовых препаратов-аллергенов, особенностей производства различных товаров народного потребления и т.д.).

Структурирование и систематизация интегрированных знаний, т.е. мыслительная деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами, их объединением в определенную систему. На этом этапе учащиеся осуществляют перенос (проекцию) имеющихся знаний об основных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них задач. Практически это наивысший уровень развития творческого саморазвития личности, поскольку в процессе решения возникшей задачи школьник сам генерирует новые знания и умения.

На наш взгляд, экологическая тематика наиболее приемлема для интеграции знаний и развития экологических навыков школьника. Экологические проблемы многоаспектны, и для их решения требуется привлечение знаний не только химии, но и смежных наук.

Очевидно, что разработка уроков с экологическим содержанием, проведение каких-либо внеклассных мероприятий, научно-исследовательских работ невозможна без привлечения дополнительных знаний экологического характера. В качестве примера, Вашему вниманию, предоставляется информация о кремниевой кислоте, силикатной промышленности, отходах и выбросах силикатного производства, роли кремния в организме человека и животных, чтобы в дальнейшем сформировать экологические знания школьников и суметь правильно разъяснить им роль силикатной промышленности в жизни современного общества.

Смотрите также:

Психологические особенности детей в период 10 – 12 лет
Важнейшей является задача развития мышления учащихся. В процессе обучения ребенок оперирует как с самими предметами, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Операции с этими элементами производятся мысленно, и они обратимы, т.е. действие операций может быть сведено на нет ...

Семья как субъект социализации
Социализация - это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенапра ...

Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях
Создание целостной системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения является сегодня проблемой государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г)"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" создается ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru