Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности

Педагогика » Формирование экологических знаний при изучении темы "Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты" » Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и всего ученического коллектива в целом.

Очевидно, что с учетом этих тенденций необходимо пересмотреть содержание и методическое обеспечение химического образования, т.е. преподавание химии должно быть переориентировано с изучения предмета «химия» как самоцели на развитие представлений о мире и месте человека в нем через интеграцию химических знаний и умений со знаниями смежных наук, например, экологии, биологии, географии.

Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для реальных жизненных задач – это один из критериев в достижении высокого уровня творческого саморазвития и формирования экологических знаний личности. Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения (интеграции) знаний и умений при обучении химии в контексте приобретения школьниками опыта творческой деятельности посредством рассмотрения экологических проблем можно представить в виде следующей логической последовательности:

Интеграция знаний в рамках одной учебной дисциплины, т.е. установление взаимосвязей между темами и разделами курса химии. Такая форма интеграции лежит в основе, например, решения комбинированных задач, проведения полноценного химического эксперимента, т.е. видов деятельности, переходных от репродуктивной к творческой.

Взаимосвязи химических знаний с реальными проблемами окружающего мира. Эти проблемы могут иметь социальную, прикладную направленность, характер ситуативной задачи. В любом случае перед учителем химии встает довольно сложный вопрос выявления «мостиков» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности. Например, для решения социально значимых экологических задач учащихся необходимо не только оперировать достаточно обширными знаниями из нескольких тем курса химии, но и уметь применять их в конкретной ситуации. Это в полной мере можно отнести и к задачам прикладного характера, касающимся сущности химических процессов приготовления пищи, хранения и использования веществ в быту и т.д.

Взаимопроникновение и взаимосвязь знаний из разных школьных дисциплин. В данном случае имеются в виду связи комплекса межпредметных знаний, которые переносятся отдельными системами или в совокупности на сложные задачи. Такая форма интеграции знаний предполагает их реализацию в процессе творческой деятельности школьников по решению конкретных задач (например, объяснение влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека, особенностей применения бытовых препаратов-аллергенов, особенностей производства различных товаров народного потребления и т.д.).

Структурирование и систематизация интегрированных знаний, т.е. мыслительная деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами, их объединением в определенную систему. На этом этапе учащиеся осуществляют перенос (проекцию) имеющихся знаний об основных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них задач. Практически это наивысший уровень развития творческого саморазвития личности, поскольку в процессе решения возникшей задачи школьник сам генерирует новые знания и умения.

На наш взгляд, экологическая тематика наиболее приемлема для интеграции знаний и развития экологических навыков школьника. Экологические проблемы многоаспектны, и для их решения требуется привлечение знаний не только химии, но и смежных наук.

Очевидно, что разработка уроков с экологическим содержанием, проведение каких-либо внеклассных мероприятий, научно-исследовательских работ невозможна без привлечения дополнительных знаний экологического характера. В качестве примера, Вашему вниманию, предоставляется информация о кремниевой кислоте, силикатной промышленности, отходах и выбросах силикатного производства, роли кремния в организме человека и животных, чтобы в дальнейшем сформировать экологические знания школьников и суметь правильно разъяснить им роль силикатной промышленности в жизни современного общества.

Смотрите также:

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...

Семантические когнитивные карты
Следующим способом учета семантики личности в обучении является методика создания семантических когнитивных карт. Требования к созданию семантических когнитивных карт: карта должна представлять собой целостный образ, который объединяет в себе кодирование объемного содержания информации; желательно, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru