Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой.
Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.
У подавляющего большинства воспитанников детского дома подросткового возраста положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.
Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.
Потребность в самоуважении у воспитанников детского дома особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп в детских домах является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни – это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников детских домов свойственны такие проблемы, как психологические, социальные и педагогические.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. По мнению А.М. Прихожан, симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
У оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений. Психологи отмечают также, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка.
Как отмечает В.С. Мухина основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправильно формирующего опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию отклоняющихся форм поведения, приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации.
Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер в раннем детстве у дошкольников и детей младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования, выступая как квинтэссенция и отражение генезиса личности вне системы детско-родительских связей.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью. Основными причинами проблемного поведения воспитанников детского дома подросткового возраста является неспособность справится с учебной нагрузкой, неуспеваемость в школе; конфликты с педагогами, со сверстниками ведут к прогулам и непосещаемости школьных занятий. У них, как правило, бедный словарный запас, заниженное притязание в сфере образования, отсутствие или неопределенность жизненных и профессиональных перспектив.
Меры дошкольного учреждения, направленные на организацию продуктивного
детского досуга
Миссия детского сада – обеспечение единства физического, интеллектуального и личностного развития детей в педагогическом процессе. Практическое исследование с целью поиска эффективных форм и методов досуговой деятельности в дошкольном учреждении осуществлялось на базе ГУ «Миницентра… Основными мето ...
Прусского школьного образования в борьбе с
наступающей американизацией
В этой главе автор рассуждает о необходимости образовательных реформ, имеющих целью изучение «культурной истории» и восстановление «духовного прошлого», Э. Дюбуа – Реймон отмечает, что ему недостает терминов для выражения «опасности, которой подвергается культурное развитие»: «Ей трудно дать назван ...
Изучение эффективности коррекционно-развивающего обучения
После проведения с детьми коррекционных занятий, нами была проведена повторная диагностика всех 24 детей по тем же методикам, что и на начальном этапе эксперимента (Катаева А.А., Стребелева Е. А.): 1). Методика "Цвета"; 2). Методика "Формы"; 3). Методика "Сложи полоски" ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.