Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению » Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения

Страница 2

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка. Для поступающих в детские дома детей и подростков характерна нарушенная социализация. Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. В изменившихся социально-экономических условиях воспитанники детских домов оказались не готовы самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций.

По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам, причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что воспитатели, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей – в сложности и противоречиях процессов формирования Я – образа.

Личность асоциального типа аккумулирует в себе негативные социальные влияния, испытываемые в процессе социализации. Отрицательные влияния, испытываемые индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

По данным ООН, около 30 % всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% - совершают преступления – это так называемые трудные подростки, или, иначе педагогически запущенные подростки «группы риска». Несовершеннолетние правонарушители физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, т.к. у них не развиты память, мышление и воображение.

Подростки не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе воспитанники детского дома нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями и сверстниками, с воспитателями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Также подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса – к подростковой беременности .

Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разделить его на 3 группы:

Психически неустойчивые воспитанники детского дома, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.

Подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью.

Подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков.

Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними. В 2000 году показатель преступности подростков составлял 208,3 тыс. правонарушении. Анализ статистических данных официальной статистики за 2000-2003 г.г. позволяет говорить о наметившейся в последние годы тенденции ослабления общей криминальной активности несовершеннолетних. Однако одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастание криминализации младшей подростковой среды не позволяет говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности. Криминализация подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда страны явлений, как алкоголизм, наркомания, беспризорность, проституция.

Назовем основные причины подростковых правонарушений:

Чрезмерно высокие (нереалистические) притязания на содержание и сроки удовлетворения простейших потребностей.

Несформированность представлений о своем будущем, непродуманность вариантов возможных событий, неопределенные смутные образы будущего.

Неудовлетворенность потребности в признании, похвале в данной группе (детском доме, школе), и в связи с этим психологический уход в другие группы. Если эти группы доброкачественны, развитие идет нормально, а если в них культивируется антиобщественная мораль, то два выхода: либо подросток находит в себе силы порвать с новой группой, либо начинает уподобляться ее членам и «увязает» в дивиантной активности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...

Анализ раскрытия темы в школьных учебниках различных авторских коллективов
Рассмотрим учебное пособие под редакцией Макаровой Н.В. –это пособие по информатике для 7-9 классов. Здесь тема «количество информации» особо не выделяется. Вводятся понятие информации, ее свойства, способы восприятия информации, форма и язык представления информации. При изучении темы 2. «Представ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru