Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению » Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения

Страница 2

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка. Для поступающих в детские дома детей и подростков характерна нарушенная социализация. Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. В изменившихся социально-экономических условиях воспитанники детских домов оказались не готовы самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций.

По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам, причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что воспитатели, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей – в сложности и противоречиях процессов формирования Я – образа.

Личность асоциального типа аккумулирует в себе негативные социальные влияния, испытываемые в процессе социализации. Отрицательные влияния, испытываемые индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

По данным ООН, около 30 % всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% - совершают преступления – это так называемые трудные подростки, или, иначе педагогически запущенные подростки «группы риска». Несовершеннолетние правонарушители физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, т.к. у них не развиты память, мышление и воображение.

Подростки не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе воспитанники детского дома нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями и сверстниками, с воспитателями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Также подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса – к подростковой беременности .

Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разделить его на 3 группы:

Психически неустойчивые воспитанники детского дома, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.

Подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью.

Подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков.

Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними. В 2000 году показатель преступности подростков составлял 208,3 тыс. правонарушении. Анализ статистических данных официальной статистики за 2000-2003 г.г. позволяет говорить о наметившейся в последние годы тенденции ослабления общей криминальной активности несовершеннолетних. Однако одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастание криминализации младшей подростковой среды не позволяет говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности. Криминализация подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда страны явлений, как алкоголизм, наркомания, беспризорность, проституция.

Назовем основные причины подростковых правонарушений:

Чрезмерно высокие (нереалистические) притязания на содержание и сроки удовлетворения простейших потребностей.

Несформированность представлений о своем будущем, непродуманность вариантов возможных событий, неопределенные смутные образы будущего.

Неудовлетворенность потребности в признании, похвале в данной группе (детском доме, школе), и в связи с этим психологический уход в другие группы. Если эти группы доброкачественны, развитие идет нормально, а если в них культивируется антиобщественная мораль, то два выхода: либо подросток находит в себе силы порвать с новой группой, либо начинает уподобляться ее членам и «увязает» в дивиантной активности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Особенности кожной чувствительности слепых и слабовидящих дошкольников
Кожный анализатор – это функционально целостная система, сформировавшаяся в процессе эволюции как средство для восприятия и анализа различных внешних и внутренних раздражителей. Как и любой другой анализатор организм человека, кожный анализатор характеризуется специфическими раздражителями, проводя ...

Программа изучения реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
В целях изучения возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога была составлена следующая программа. Цель: изучить реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога. Объект изучения: возрастной подход в деятельности школьного социального педагога. Предм ...

Об экономическом развитии России до 2015 года
Несколько лет назад Министерством Экономического Развития РФ был представлен прогноз экономического развития России до 2015 года, разработка которого проводилась с целью ответить на вопрос, в какой мере российской экономике удастся решить стоящие перед ней системные задачи - ускорения развития (удв ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru