Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется делинквентным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.д. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Делинквентное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности воспитанников детского дома. Рост числа правонарушений, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие правонарушения, условия, способствующие их распространению, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Как отмечается специалистами в социально-психологической литературе, предназначенной для подготовки социальных педагогов, учителей, воспитателей, психологов, вопросы формирования волевых качеств, управления собой и своим поведением, становление волевой регуляции освещены незначительно. В источниках приводятся либо общие формулы воспитания воли в целом, либо детальное описание формирования отдельных компонентов воли. Несмотря на это, необходимо отметить, что проблеме волевой регуляции, а также саморегуляции поведения посвящено много работ (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга и др.). Однако работ, посвященных исследованию волевой регуляции поведения у подростков, характеризующихся делинквентностью, недостаточно. Современные исследования данной проблемы представлены рядом авторов: Елена Валерьевна Змановская, Роберт Кинг Мертон, Юрий Олегович Падий, Майкл Раттер, Давид Иосифович Фельдштейн, Алексей Николаевич Леонтьев.

Объект исследования: делинквентное поведение подростков.

Предмет исследования: влияние сформированности навыков волевой регуляции на проявление делинквентного поведения у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению.

Задачи:

проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения воспитанников детского дома;

изучить формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста; охарактеризовать особенности подросткового возраста и условия жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения;

разработать и реализовать программу формирования навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению.

разработать рекомендации по дальнейшей реализации программы для субъектов процесса социализации в МОУ «Тотемский детский дом» по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению.

Гипотеза: сформированность навыков волевой регуляции снижает риск проявлений делинквентного поведения.

Проблема: социальные требования к ребенку предъявляются в период раннего детства, если эти требования в дальнейшем соблюдаются, то формируется эмоционально-волевой контроль. Отсутствие такового ведет к различным проявлениям девиации, в т.ч. и к делинквентному поведению. И как следствие возникает вопрос о том, как научить подростка соблюдать социальные нормы и сформировать навыки волевой регуляции.

Практическая значимость: работа предназначена для социальных педагогов, работающих с данной категорией и студентов, занимающихся исследованием делинквентного поведения.

Методы работы:

а) теоретические:

- анализ специальной и научно-методической литературы;

- обобщение опыта социального педагога.

б) эмпирические:

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Смотрите также:

Специфика реализации коммуникативно-направленного обучения английскому языку в начальной школе
В средней школе при обучении английскому языку особенно на начальном эта обучения должно способствовать в большей степени развитию коммуникативной компетенции и созданию мотивации учащихся на дальнейшее изучение иностранноого языка. В современной методике преподавания английского языка широко предс ...

Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Проблемное обучение трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным ...

Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игровые методы для развития речи, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru