Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема

Педагогика » Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению » Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема

Страница 1

Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. Delinquens - преступник, правонарушитель) субкультур. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в делинквентной субкультуре, ориентированной на успех. Однако в этой субкультуре совсем иные, чем в «большом» обществе, критерии успеха - мелкие кражи, агрессивность, вандализм в ней являются нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других.

Э. Дюркгейм определял делинквентное поведение (от лат. Delictum - проступок, англ. – delinquency - правонарушение, провинность) как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

В современной западной (англоязычной) литературе часто термин «делинквентность» используется в сочетании с понятием «юношеский» и означает действия, совершаемые молодежью в нарушение каких-либо законов. В отечественной научной литературе делинквентное поведение обычно рассматривается в качестве социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание. Поэтому основным критерием делинквентного поведения выступают уголовные правонарушения.

Делинквентное поведение – один из видов девиантного поведения.

Девиантное поведение (франц. deviation от лат. deviare - сбиваться с пути) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

Типы девиации – особые группы, отличающиеся своеобразием отклонения. Такие группы выделяются по разным основаниям:

- по направленности: позитивные (героизм), безразличные (коллекционирование), негативные;

- по мотивации: корыстные, агрессивные;

- по субъекту: индивиды, социальные группы, социальные организации;

- по масштабности проявления: индивидуальные, групповые;

- по ориентации: экстраверты – направленные на других людей ( семейные ссоры, насильственные преступления и пр. ); интроверты - направленные на себя ( пьянство, суицид, наркомания и пр.);

- по форме проявления: хулиганство, агрессия, воровство, алкоголизм и пр.

Состояние сферы образования, как в современной России, так и в мире, во многом зависит от интенсивности девиационных процессов в обществе. Сам термин «девиантность» вошел в научно – практический оборот сравнительно недавно, хотя он напрямую связан с такими понятиями как «аномия», «социальная патология», «депривация» и др.

Самой тяжелой и болезненной проблемой современности стало быстрое распространение самых тяжелых форм девиации школьного возраста, причем начиная с ранних возрастов (7–8 лет): наркомании и токсикомании, алкоголизма, преступности, проституции, немотивированной агрессии.

Согласно Роберту Мертону (1971) некоторым людям трудно отречься от делинквентного поведения потому, что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Поэтому людям, выброшенным обществом, так или иначе отодвинутым в сторону, очень тяжело достичь всех желаемых целей легальным путем. В связи с этим они настроены или вынуждены пытаться достичь успеха криминальным образом. Такие люди совершают растраты, обманывают, воруют или грабят, короче добывают себе все то, что не могут заполучить законным путем.

Делинквентная «карьера» осуществляется в следующей последовательности:

1. Первичное, случайно совершенное преступление (делинквентность)

2. Наказание

3. Вторичная делинквентность

4. Более тяжкое наказание

5. Более серьезное делинквентное поведение.

Согласно Паулю Рейвальду общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний, воспитывает преступников, от которых хотело бы избавиться. Такой ход мысли многим покажется не столь уж очевидным, поскольку при оценке соотношений между индивидуальными делинквентными личностями и преследующим их обществом задействованы личные защитные механизмы. Это проективные процессы, состоящие в том, что криминальные компоненты любого человека проецируются на людей, реально совершающих те или иные преступления, и которые вследствие этого кажутся еще более криминальными, нежели являются таковыми на самом деле. Поэтому наказания часто бывают строже, чем человек того реально заслужил. Можно даже допустить, что наказание представляет собой бессознательное заменяющее удовлетворение личных агрессивно - криминальных импульсов.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Рассмотрим этапы изучения этой темы. Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Во-вторых, нужно научить ...

Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической литературе
нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадан ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru