Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Педагогика » Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема » Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Страница 1

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни. зарядка для лица от морщин и обвисания

Чтобы диагностика уровня адаптации ученика к школьной жизни была наиболее полной в исследовательской работе применялись не только конкретные методики, но так же беседы с классным руководителем, воспитателем группы продленного дня; метод наблюдения в различных сферах деятельности первоклассников. Данные формы работы открыли первый этап нашего исследования.

Из беседы с классным руководителем было установлено следующее:

§ В классе 3 ученика стоят на учете у невролога и принимают успокоительные препараты;

§ 1 ученик проходит программу первого класса повторно (был переведен из другой школы);

§ Неравный возрастной состав класса. Возраст детей варьируется от 5,5 до 8;

§ 1 ученик воспитывается в социозащитном учреждении;

§ 6 человек воспитываются в неполной семье (есть только мать);

§ 1 человек из многодетной семьи.

Так же в процессе беседы было выяснено, что главными инициаторами любых конфликтов и столкновений выступают три человека: двое учеников, находящихся под наблюдением невролога и один, оставшийся в первом классе на второй год.

У большинства учеников не возникало серьезных проблем в усвоении учебной программы и при взаимодействии с одноклассниками. Основные жалобы относились к ученику, оставшемуся на второй год, а так же, к ученику, стоящему на учете у невролога.

В начале уроков очень трудно сконцентрировать внимание учеников на задании. Повышенная двигательная активность, быстрая утомляемость так же затрудняла процесс работы.

Воспитатель группы продлённого дня подтвердила наличие вышеперечисленных негативных проявлений в поведении учеников.

В результате проведенного наблюдения были получены следующие результаты:

1. В начале урока наблюдается некоторая двигательная расторможенность. Классному руководителю около десяти минут уходило на установление в классе рабочей обстановки, которая сохранялась не больше 15-20 минут. Затем внимание детей начинало рассеиваться, снова повышалась двигательная активность.

2. После проведения физических минуток, дыхательной гимнастики состояние учеников немного улучшалось, но не надолго.

3. На уроках математики у учеников возникали проблемы со счетом клеточек. Учителю по нескольку раз приходилось повторять задание и только у считанного числа учеников получалось выполнить это задание. На уроках письма, окружающего мира таких проблем не возникало.

4. При построении учеников для похода в столовую, на прогулку, на дополнительные занятия так же возникали осложнения. Ребята бегали, кричали и не слышали слов учителя и воспитателя.

5. В столовой основная масса учеников вела себя нормально. Только двое ребят время от времени начинали капризничать. На переменах и прогулке поведение детей буквально выходило из под контроля (крики, бег, конфликты). Справится с этим было практически невозможно.

6. В большинстве конфликтов были замешаны ученики из «проблемного» списка. Но так же, достаточно часто, возникали ссоры между остальными учениками в классе.

Для того чтобы продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе, на следующем, втором этапе исследования был подобран ряд диагностических методик. На третьем этапе происходило непосредственно само исследование.

Социометрия. Методика «Два дома».

Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. Критерием отнесения к первой группе был перевес положительных выборов над минимальным отрицательных или же при полном отсутствии таковых. Во вторую группу относились ребята, в отношении которых был сделаны равные выборы или же с незначительным перевесом в одну из сторон. В третью группу относились ребята, число отрицательных выборов которых преобладало над положительными или при полном отсутствии таковых.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения. Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятел ...

Понятие метода в психолого-педагогической литературе
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач о ...

Социально-педагогические основы организации школьных каникул
Практика последних лет - открывать при школе каникулярные лагеря дневного пребывания — делает актуальным разговор об организационных основах этих объединений. На сегодняшний день есть два управленческих стереотипа, настолько глубоко укоренившихся в сознании начальников детских лагерей и контролирую ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru