Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Педагогика » Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема » Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Страница 1

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни.

Чтобы диагностика уровня адаптации ученика к школьной жизни была наиболее полной в исследовательской работе применялись не только конкретные методики, но так же беседы с классным руководителем, воспитателем группы продленного дня; метод наблюдения в различных сферах деятельности первоклассников. Данные формы работы открыли первый этап нашего исследования.

Из беседы с классным руководителем было установлено следующее:

§ В классе 3 ученика стоят на учете у невролога и принимают успокоительные препараты;

§ 1 ученик проходит программу первого класса повторно (был переведен из другой школы);

§ Неравный возрастной состав класса. Возраст детей варьируется от 5,5 до 8;

§ 1 ученик воспитывается в социозащитном учреждении;

§ 6 человек воспитываются в неполной семье (есть только мать);

§ 1 человек из многодетной семьи.

Так же в процессе беседы было выяснено, что главными инициаторами любых конфликтов и столкновений выступают три человека: двое учеников, находящихся под наблюдением невролога и один, оставшийся в первом классе на второй год.

У большинства учеников не возникало серьезных проблем в усвоении учебной программы и при взаимодействии с одноклассниками. Основные жалобы относились к ученику, оставшемуся на второй год, а так же, к ученику, стоящему на учете у невролога.

В начале уроков очень трудно сконцентрировать внимание учеников на задании. Повышенная двигательная активность, быстрая утомляемость так же затрудняла процесс работы.

Воспитатель группы продлённого дня подтвердила наличие вышеперечисленных негативных проявлений в поведении учеников.

В результате проведенного наблюдения были получены следующие результаты:

1. В начале урока наблюдается некоторая двигательная расторможенность. Классному руководителю около десяти минут уходило на установление в классе рабочей обстановки, которая сохранялась не больше 15-20 минут. Затем внимание детей начинало рассеиваться, снова повышалась двигательная активность.

2. После проведения физических минуток, дыхательной гимнастики состояние учеников немного улучшалось, но не надолго.

3. На уроках математики у учеников возникали проблемы со счетом клеточек. Учителю по нескольку раз приходилось повторять задание и только у считанного числа учеников получалось выполнить это задание. На уроках письма, окружающего мира таких проблем не возникало.

4. При построении учеников для похода в столовую, на прогулку, на дополнительные занятия так же возникали осложнения. Ребята бегали, кричали и не слышали слов учителя и воспитателя.

5. В столовой основная масса учеников вела себя нормально. Только двое ребят время от времени начинали капризничать. На переменах и прогулке поведение детей буквально выходило из под контроля (крики, бег, конфликты). Справится с этим было практически невозможно.

6. В большинстве конфликтов были замешаны ученики из «проблемного» списка. Но так же, достаточно часто, возникали ссоры между остальными учениками в классе.

Для того чтобы продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе, на следующем, втором этапе исследования был подобран ряд диагностических методик. На третьем этапе происходило непосредственно само исследование.

Социометрия. Методика «Два дома».

Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. Критерием отнесения к первой группе был перевес положительных выборов над минимальным отрицательных или же при полном отсутствии таковых. Во вторую группу относились ребята, в отношении которых был сделаны равные выборы или же с незначительным перевесом в одну из сторон. В третью группу относились ребята, число отрицательных выборов которых преобладало над положительными или при полном отсутствии таковых.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Возникновение и развитие мнемоники
Большая часть истории человечества протекала до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. ...

Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru