Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности совместных органов самоуправления

Педагогика » Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами » Школьное самоуправление: понятие, структура, принцип деятельности совместных органов самоуправления

Страница 1

Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».

Из истории школьного самоуправления

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др.

Самоуправление педагогического коллектива

Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления.

Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, – различные объединения и организации взрослых и детей.

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.

В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:

педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;

самоуправление ученического коллектива – собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием или конференцией совет учащихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;

ассоциации родителей школы – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.

При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:

Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.

Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собрания перед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.).

В каждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.

Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка
В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативн ...

Происхождение народных обрядов и праздников
Праздники - неотъемлемая часть духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника, поэтому считаем целесообразным раскрыть сущность народного праздника, истоки его происхождения. В русском языке термин «праздник» происходит о ...

Теоретические аспекты обучения
Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного ра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru