Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни

Педагогика » Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема » Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни

Страница 1

Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района.

Характеристика базы исследования.

Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основная (5-9 классы), средняя (10-11 классы).

Педагогический коллектив школы оптимально сочетает опыт зрелости и энтузиазм молодости.

Сотрудничество с информационно-развлекательным центром Транс-Форс позволяет проводить интерактивные уроки по истории Санкт-Петербурга, астрономии, естествознанию, и владение новыми образовательными технологиями позволяет всесторонне развить познавательную активность учащихся. Так же происходит развитие критического и творческого мышления.

Отделение дополнительного образования работает в школе по направлениям:

§ Художественно-эстетическое (кружки - плетение из лозы «Ивушка», «Расписные узоры», «Весёлый пластилин», «Дары природы», «Фольклор»; духовой оркестр «Веселые трубачи»; хор; ритмика; студия современного танца «Чемпионы», «Барабанщицы»; театральная студия «Его Величество Театр»);

§ Социально-педагогическое (развивающие кружки «Человек и закон»; школа этикета «Вместе весело шагать»; кулинарная школа «Готовим сами»);

§ Физкультурно-спортивное (секции футбола, волейбола, таеквон-до, легкой атлетики, рукопашного боя)

§ Туристско-краеведческое (туристический клуб «Юный турист»).

Каждый ученик может выбрать то направление дополнительного образования, которое является наиболее интересным и предпочтительным. Широкий спектр предлагаемых секций и кружков обеспечивает свободу действий, которая позволяет каждому учащемуся школы проявлять самостоятельность в выборе направления деятельности, нести ответственность за свой выбор.

Каждое направление обеспечивает развитие в своей, отдельно взятой сфере. При условии участия ученика в нескольких направлениях происходит его всестороннее развитие: эстетическое, физическое, социальное.

В школе активно ведется спортивно-оздоровительная работа, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

Период обучения в школе разделен на этапы, что позволяет выстроить процесс обучения по актуальным для каждого возраста направлениям:

· «Школа дошколят» для детей 5-6 лет (подготовка детей к обучению в школе);

· Обучение по программе «Гармония» в 1 – 4 классах (обучение строится не только на усвоении школьной программы, но и на развитии личности. Посещение кружков рисования и музыки является обязательным);

· Универсальные программы в 5-8 классах (преподавание базовых дисциплин);

· Предпрофильные программы в 9-х классах (выявление направленности учеников в отношении того или иного профиля);

· Профильные программы в 10-11 классах (преподавание дисциплин в соответствии с выбранным профилем);

· Программы углубленного изучения правоведения, филологии, математики, физики, биологии, химии;

· Индивидуальные образовательные программы;

· Индивидуально – групповые программы обучения детей и подростков из центров психолого-педагогической реабилитации «Дом трудолюбия», «Жизнь» (преодоление трудностей в общении, обучении и других проблем, не позволяющих ученикам полноценно взаимодействовать с социальной средой школы);

· Программа взаимодействия с ОППН (отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних).

В штатном расписании школы присутствует социальный педагог, но нет психолога.

Из вышеизложенного видно, что в данном образовательном учреждении заботятся не только о том, чтобы была усвоена школьная программа, но и о том, чтобы личность учеников гармонично развивалась. Предлагаемый спектр услуг дополнительного образования, разделение периода обучения на этапы и наличие психолого-педагогического центра сопровождения обеспечивает полноценное развитие каждого ученика.

Однако то, что начальные классы расположены в одном здании с другими классами усложняет условия адаптации первоклассников. Процесс вхождения учеников в школьный коллектив, адаптация в новых условиях проходит достаточно интенсивно, вызывает много проблем.

Ученикам в первом классе вначале нужно научиться взаимодействовать друг с другом, с классным руководителем, усвоить правила школьной жизни, затем наладить отношения с учениками из вторых и третьих классов. Только потом, при переходе из начальной школы в основную должно происходить знакомство с учениками более старшего возраста.

Образовательный процесс в первом классе построен следующим образом:

· Учебный день начинается в 9:00 (начало первого урока);

· Основные занятия заканчиваются в 11:40 (после третьего урока);

· Затем следует пауза длительностью от двух с половиной до трёх часов примерно. Начало группы продленного дня. В это время ребята обедают, выходят на обязательную прогулку, затем возвращаются в класс, где занимаются с воспитателем (готовят домашнее задание на следующий день, играют). Если же времени не остается, то ученики сразу отправляются на дополнительные занятия (физкультура, музыка, труд);

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Теоретические аспекты обучения
Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного ра ...

Каково соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...

Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы
Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента мы выявляли итоговый уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов в словах с непроверяемыми орфограммами. С этой целью школьникам предлагалось ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru