Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района.
Характеристика базы исследования.
Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основная (5-9 классы), средняя (10-11 классы).
Педагогический коллектив школы оптимально сочетает опыт зрелости и энтузиазм молодости.
Сотрудничество с информационно-развлекательным центром Транс-Форс позволяет проводить интерактивные уроки по истории Санкт-Петербурга, астрономии, естествознанию, и владение новыми образовательными технологиями позволяет всесторонне развить познавательную активность учащихся. Так же происходит развитие критического и творческого мышления.
Отделение дополнительного образования работает в школе по направлениям:
§ Художественно-эстетическое (кружки - плетение из лозы «Ивушка», «Расписные узоры», «Весёлый пластилин», «Дары природы», «Фольклор»; духовой оркестр «Веселые трубачи»; хор; ритмика; студия современного танца «Чемпионы», «Барабанщицы»; театральная студия «Его Величество Театр»);
§ Социально-педагогическое (развивающие кружки «Человек и закон»; школа этикета «Вместе весело шагать»; кулинарная школа «Готовим сами»);
§ Физкультурно-спортивное (секции футбола, волейбола, таеквон-до, легкой атлетики, рукопашного боя)
§ Туристско-краеведческое (туристический клуб «Юный турист»).
Каждый ученик может выбрать то направление дополнительного образования, которое является наиболее интересным и предпочтительным. Широкий спектр предлагаемых секций и кружков обеспечивает свободу действий, которая позволяет каждому учащемуся школы проявлять самостоятельность в выборе направления деятельности, нести ответственность за свой выбор.
Каждое направление обеспечивает развитие в своей, отдельно взятой сфере. При условии участия ученика в нескольких направлениях происходит его всестороннее развитие: эстетическое, физическое, социальное.
В школе активно ведется спортивно-оздоровительная работа, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
Период обучения в школе разделен на этапы, что позволяет выстроить процесс обучения по актуальным для каждого возраста направлениям:
· «Школа дошколят» для детей 5-6 лет (подготовка детей к обучению в школе);
· Обучение по программе «Гармония» в 1 – 4 классах (обучение строится не только на усвоении школьной программы, но и на развитии личности. Посещение кружков рисования и музыки является обязательным);
· Универсальные программы в 5-8 классах (преподавание базовых дисциплин);
· Предпрофильные программы в 9-х классах (выявление направленности учеников в отношении того или иного профиля);
· Профильные программы в 10-11 классах (преподавание дисциплин в соответствии с выбранным профилем);
· Программы углубленного изучения правоведения, филологии, математики, физики, биологии, химии;
· Индивидуальные образовательные программы;
· Индивидуально – групповые программы обучения детей и подростков из центров психолого-педагогической реабилитации «Дом трудолюбия», «Жизнь» (преодоление трудностей в общении, обучении и других проблем, не позволяющих ученикам полноценно взаимодействовать с социальной средой школы);
· Программа взаимодействия с ОППН (отделом по профилактике правонарушений несовершеннолетних).
В штатном расписании школы присутствует социальный педагог, но нет психолога.
Из вышеизложенного видно, что в данном образовательном учреждении заботятся не только о том, чтобы была усвоена школьная программа, но и о том, чтобы личность учеников гармонично развивалась. Предлагаемый спектр услуг дополнительного образования, разделение периода обучения на этапы и наличие психолого-педагогического центра сопровождения обеспечивает полноценное развитие каждого ученика.
Однако то, что начальные классы расположены в одном здании с другими классами усложняет условия адаптации первоклассников. Процесс вхождения учеников в школьный коллектив, адаптация в новых условиях проходит достаточно интенсивно, вызывает много проблем.
Ученикам в первом классе вначале нужно научиться взаимодействовать друг с другом, с классным руководителем, усвоить правила школьной жизни, затем наладить отношения с учениками из вторых и третьих классов. Только потом, при переходе из начальной школы в основную должно происходить знакомство с учениками более старшего возраста.
Образовательный процесс в первом классе построен следующим образом:
· Учебный день начинается в 9:00 (начало первого урока);
· Основные занятия заканчиваются в 11:40 (после третьего урока);
· Затем следует пауза длительностью от двух с половиной до трёх часов примерно. Начало группы продленного дня. В это время ребята обедают, выходят на обязательную прогулку, затем возвращаются в класс, где занимаются с воспитателем (готовят домашнее задание на следующий день, играют). Если же времени не остается, то ученики сразу отправляются на дополнительные занятия (физкультура, музыка, труд);
Составляющие здорового образа жизни
младшего школьника
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и ...
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности
младших школьников как условия успешности обучения
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...
Формы и методы формирования знаний о
здоровом образе жизни у младших школьников
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.