Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников

Педагогика » Обучение младших школьников чистописанию » Анализ каллиграфических ошибок в почерке школьников

Страница 3

Тщательная и последовательная работа по совершенствованию всех качеств письма ведет к становлению у детей разборчивых почерков.

Физкультминутки, которые можно проводить на занятиях по чистописанию.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь… (далее смотри в «Приложении»)

Занятия по чистописанию приучают ученика двигать свободно рукой, выполнять различные ритмически организованные узоры. Эти упражнения направлены на то, чтобы движения руки в процессе письма становились более смелыми, уверенными. Пусть не с первого раза у учащихся будут получаться такой же красивый почерк, как в образце, для этого они тренируются, и в итоге письмо будет плавным, безотрывным, а значит скорым и отчетливым.

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижения ритмичности и плавности письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) и во 2 классе один урок в неделю, в 3-4 классах – по 8-10 минут на уроке грамматики и правописания.

В 1-2 классах это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

В 3-4 классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно. На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций заглавных и строчных букв, линейности (соблюдения одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д. Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописание учителем букв, слов в тетрадях учащихся. Содержание упражнений по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с двойными согласными и т.д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

В 1 классе учащиеся пишут в тетради «Пропись». Обучение учащихся правильному письму букв требует от учителя внимания к затруднениям детей, настойчивости в выполнении основных требований к письму. Необходимо неуклонно следить за правильной посадкой учащихся, исправлять отклонения в держании ручки, добиваться ослабления напряжения в позе и в мускулатуре руки. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв, потому что в этот период учащиеся преодолевают самые большие трудности письма: они учатся координировать движение пальцев руки, сообразуясь с положением тела и руки, держащей ручку, с наклоном тетради, одновременно направляя главное внимание на письмо буквы. Все это требует от ребенка немалых усилий. От того, как сложатся первые умения в письме, зависит формирование навыка: переучивать всегда труднее, чем наладить навык с самого начала. Учащиеся забывают начертания букв. Поэтому следует повторять наиболее трудные для учащихся написания, в нужных случаях сопоставлять сходные буквы. Наиболее часто первоклассники смешивают при письме строчные буквы: м – ш, т – ш, л – м, п – т, л – и, в – з, н – х, х – к, л – г, б – д. Из заглавных букв часты замены: И – Ш, П – Т, Д – Б, В – Р, В – З, Е – З. Бывает и так, что учащийся помнит начертание отдельных букв, но забывает те же буквы, когда нужно писать слог или слово. Это значит, что в основе забывания лежит слабое обобщение звукового значения буквы: звук в слове и слоге звучит иначе, чем отдельный. Обучая детей письму букв и их соединению, учитель предлагает: 1) списывать с образцов; 2) приучать учащихся к осмысливанию того, что они списывают, то они привыкают срисовывать каждую букву, забывая при этом, как она называется. Поэтому, прежде чем давать образец письма буквы, нужно выделить из слов соответствующий звук, соотнести печатную и письменную буквы. Учить правильно списывать – значит учить произносить слова при письме по слогам, т.е. видеть при списывании не одну букву, а весь слог и каждую его букву. Слабых учащихся необходимо упражнять в этом и индивидуально, так как побуквенно проговаривание слова вызывает у них частые пропуски гласных при письме. С первых дней обучения письму учитель стремится обучать учащихся приемам безотрывного письма. Для безотрывного соединения и письма букв типа: и, ш, н используется простой прием: доводим соединительные линии до верхней линии (не до середины строки) и начало другого элемента или буквы продолжаем писать, не отрывая руки. При письме элемента, выходящего за строку, в буквах р и ф сначала ведем руку вниз за строку, затем вверх по той же самой линии и не отрывая руки, переходим к письму верхней части буквы. Для безотрывного соединения овальных и полуовальных букв используются разные способы соединений. Такие буквы, как а, д, б соединяются с предыдущими буквами путем повторного проведения по написанному снизу:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Организационное построение социально-реабилитационной работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме «Аистенок»
Базой опытно – практического исследования являлся детский дом «Аистенок». Детский дом создан в 1993 году. В своей деятельности детский дом руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами органов власти и управления города Нижневартовска, Международной конвенц ...

Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ и начальной школе
За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольни ...

Вступительное слово редактора
Первая часть книги называется «Вступительное слово редактора», в ней рассказывается о выдающейся личности Э. Дюбуа-Реймона. Ученый-универсал, он был известен далеко за пределами круга своих коллег по "основной" профессии (физиологии). Он был превосходным оратором, речи его растаскивали на ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru